В поисках объяснений даже относительной спортивной неудачи нам очень часто свойственно впадать в состояние «заламывания рук»: как же так, у нас такие лидеры, такие ожидания! Спортсмены — люди, в контексте сказанного, более зрелые. Постоянно находясь внутри ситуации, они знают или предполагают с минимальной погрешностью, что и как произойдет на старте (исключительные события рассматривать не будем). «Если на бумажке расписать компоненты успеха — нужно быть не травмированным, нужное время посвятить тренировкам и отработать все, что нужно в технике. Это алгоритм — если что-то выпадает, что-то не обеспечено в быту, то и результата нет. Это ведь звучит только так: вот, я вроде все сделал для победы! Значит, не все. Значит, где-то есть огрехи», — алгоритм успеха в объяснении любого олимпийского чемпиона действительно простой.
Так что не стоит заламывать руки по поводу какого-то «не такого» выступления женской сборной на чемпионате Европы. Конечно, нам бы хотелось «золота» побольше, да и командное место другое. Но — могли ли получить это именно в Бельгии? Скорее нет, чем да. Потому что «огрехом» практически всех боеспособных российских гимнасток стали проблемы со здоровьем.
Конечно, румынки были счастливы: стали чемпионками Европы. Вновь ради Игр в команде засияли две титулованные звезды — двукратная олимпийская чемпионка Каталина Понор и олимпийская же чемпионка Сандра Избаша. Взрастили и новую звезду, которая явно намерена навести еще шороху в гимнастическом мире, — Ларису Иордаче (или Иордаш, кому как нравится). Лариса высоким олимпийским чемпионкам буквально по пупок, но уверенность накапливает быстро.
«У сильнейших не бывает невезения», — справедливо сказал мне в Пекине главный тренер сборной Андрей Родионенко. Я вспомнила эти слова в Брюсселе, за несколько месяцев до Игр. Не спортивные карты так легли случайно для нашей сборной — мы получили то, что и должны были получить на данный момент.
— Если рассматривать вопрос в ключе «удачно или неудачно выступила сборная на чемпионате Европы», то надо понимать, что это был тест. Крупные соревнования — единственное место, где можно проверить команду, — говорит Родионенко. — Посмотреть соперниц было важно. И выводы делать уже не преждевременно: у нас пока есть проблемы со стартовой пятеркой. Тем же румынкам проще — уже есть реальная пятерка спортсменок, которая и накатывает свои программы к Играм. У нас была возможность выбора из семи человек, в итоге три спортсменки — Виктория Комова, Анастасия Гришина и Алия Мустафина — зарекомендовали себя достаточно уверенно, а вот поиск еще двоих продолжается. Выбирать будем по результатам Кубка России — официальный старт ничем не заменишь, никакими контрольными тренировками. Универсальных рецептов подготовки не бывает.
— Специалисты отмечают, что те же румынские гимнастки выступали по верхней планке возможностей. Вы согласны?
— Согласен, и это вполне естественно, потому что им нечего уже больше добавлять. Для них прошедший чемпионат — не тест, как у нас, а контрольный старт перед Олимпийскими играми. Нам расценивать его именно так рановато. Все гимнастки только-только выползли из травм: год не выступала Мустафина, два месяца назад прошла операция у Комовой, есть проблемы с голеностопом у Афанасьевой, Дементьевой... Румынки выползли из этих проблем раньше, хотя тоже были и травмированы, и оперированы. Проблемы нашей медицины все-таки сказываются. Видимо, им в этом смысле помогают больше, надо сказать об этом честно. Мы мечемся и по Европе, и по России в поисках специалистов и методов (и Комова, и Мустафина восстанавливались в Германии, а не в России), но вопрос этот — восстановления и лечения — все время стоит на повестке дня. Это, к сожалению, реальная вещь, которую знают все — и руководство в том числе.
Вот здесь, в Брюсселе, наши юниорки выиграли первенство Европы в командном многоборье. Молодцы, хорошие девочки. Но сегодняшние девочки-чемпионки — это не констатация факта, их надо рассматривать как светлое будущее. А ведь и они все нуждаются в медицине. Медицина — это часть нашего учебно-тренировочного процесса; если юниорки войдут в сборную, а их надо будет там без конца лечить, многого не сделаешь. Они должны туда входить и завоевывать свое право на признание. Проблема здоровья существует на всех уровнях, но, возвращаясь к взрослой сборной, отмечу: несмотря на сказанное, время у нас для подготовки остается. Но не стоит ни на кого заранее навешивать или сдергивать с шеи медали: золотые награды на Играх непредсказуемы. Велика и роль элемента случайности, субъективности, вполне сознательного подогревания повышенного интереса к происходящему.
— Кто из соперниц привлек ваше внимание в Брюсселе?
— Соперниц мы всех знаем. Наверное, сегодня ярче всех выступает Лариса Иордаче, она 1996 года рождения, многоборка. Стабильно набирает уже 60 баллов — это хороший показатель, не потолок, но хороший.
— Что скажете про Анастасию Гришину? Командное многоборье Настя завершила с лучшим результатом в Европе.
— Гришиной не хватает только времени. И опять же — были травмы. Чтобы максимально реализовать свой талант, надо быть здоровым. Настю мы восстанавливали уже раза три — то спина, то нога; это ведь, к сожалению, потерянное время. Но Гришина молодец, без сомнений входит в олимпийскую сборную.
— Вспоминая ваши пекинские слова про везение, хочу пожелать лишь здоровья сборной.
— Все будет нормально, особенно переживать не надо. Иногда дать фору соперницам даже неплохо; самое главное — не впадать от этого в панику.
Брюссель.