— Пляжный футбол появился в моей жизни неожиданно, — рассказывал он тогда. — Хотя разговор был еще зимой. Вернулись к нему в начале июня. И были большие сомнения.
...А потом — этап Кубка России в Самаре, где Филимонов хорошо отыграл на воротах. Затем — Питер. И помимо тренировок в Долгопрудном, где Александр работает с вратарями всех возрастов и выступает в ЛФК, появились еще и занятия в Строгине.
— Сначала тренировка на песке, а потом на синтетике. Знаете, главное, чтобы здоровье позволяло...
И здоровье позволяет. Не успело закончиться лето, как голкипера пригласили в сборную, с которой Филимонов и стал чемпионом мира. И вот уже сколько времени после возвращения с золотыми медалями он нарасхват. Пресс-конференции, мастер-классы для ребят, интервью... Ни одной свободной минуты!
Готов вернуться в профессиональный футбол
— Сильно изменилась жизнь? — спрашиваю Филимонова перед очередным мероприятием, на которое приглашен голкипер.
— Нет. Может быть, сейчас ко мне больше внимания, но, думаю, в ближайшее время все нормализуется и его станет меньше.
— Не напрягает?
— Нет. Отношусь к нему как к одному из условий чемпионства. Так и должно быть.
— Думали когда-нибудь, выступая в обычном футболе, что станете чемпионом мира?
— Нет. Я же вообще не планировал раньше в пляжный футбол играть. С профессиональным-то закончил... Хотя нет, не закончил. Может, еще буду играть. Только в прошлом году истек контракт с ташкентским «Локомотивом». А футбол такая вещь, что все может измениться в один день. Пока звонков и приглашений нет.
— А если будут?
— То рассмотрю.
Турнир на одном дыхании
— Телефон после победы, наверное, разрывался от звонков?
— Поздравляют все. Сейчас играл за ветеранов на первенстве Москвы. И там все говорили много теплых слов... Неожиданно, что столько журналистов было в аэропорту, когда прилетели. Ведь нас никто не провожал, а встречать пришли!
— Самое яркое поздравление для вас?
— Лично мне очень запомнилась эсэмэска от Егора Титова. Он написал: «Ты единственный из нас, из спартаковцев, стал чемпионом мира».
— Самый сложный матч чемпионата?
— Весь турнир прошел как один день. Не было долгих ожиданий. Ничто не успело надоесть... И каждая встреча была по-своему сложной. Матч открытия с Нигерией — потому что первый. Здесь и волнение. И несыгранность — нам не удалось провести запланированные контрольные встречи. Кроме того, африканцы немного по-другому действуют на поле. Непривычно. С ними больше борьбы, жестких столкновений. Они играют за счет физических кондиций, а не тактики и техники. Встречу с Таити усложнял дождь. Соперник очень строго действовал в обороне. Гол смогли забить только в середине второго тайма. Третий матч сложен психологически. Уже выполнили задачу, вышли из группы. Нельзя было отдавать очки Венесуэле, которая до этого ни одного матча не выиграла... Четвертьфинал — второй по сложности поединок после финала. Эту стадию сборная еще никогда не проходила. А мексиканцы — крепкая, неуступчивая команда. Проигрывая 5:1, они прибавили. Но мы сумели удержать победный счет. На удивление простым оказался полуфинал.
— Почему?
— Все как-то легко далось. Настраивались на более серьезную игру... Ну и, конечно, финал стоит особняком. Причем победили бразильцев благодаря большому разрыву. Будь он в один-два мяча, было бы тяжелее. Бразильцы приложили бы намного больше усилий в концовке, чтобы сравнять счет или выиграть. А тогда они понимали, что отыграть разницу будет практически невозможно...
— Сдались?
— Нет, все равно бились. Старались. Но поезд уже ушел.
— В чем секрет успеха сборной?
— В характере и коллективе. Ребята долго играют вместе. Сплочены. Но без тактики и наигранных комбинаций тоже не удалось бы ничего сделать. Да и технически мы были сильны. Насколько помню, бразильцы через себя в финале не забивали. А мы дважды таким образом отметились голом. Так что в технике даже порой превосходили бразильцев.
— Почему в обычном футболе так играть не получается?
— Не знаю.
— Пляжей в России не так много.
— Для самого это остается загадкой. Конкуренция здесь тоже не меньше, чем в обычном футболе...
Главным себя не вижу
— В воскресенье был прощальный матч Тихонова. Видите его тренером?
— Безусловно. У него есть тренерские качества. Да и в команде всегда был лидером, капитаном. — А себя?
— Я не вижу себя главным тренером или помощником главного. Только тренером вратарей.
Почему? Знаю специфику вратарской подготовки. А чтобы тренировать команду, нужно самому пройти все нагрузки полевого игрока. Знать ощущения на поле. Понимать все изнутри.
— Значит, по стопам Черчесова не пойдете?
— Нет... Хотя такой же момент был с пляжным футболом. Я себя в нем не видел. Но Виталий Погодин сказал: «Саша, у тебя все получится. Я в тебе не сомневаюсь». И ему удалось меня убедить. Может, потом кто-то скажет: ты можешь тренировать игроков! И я попробую.
— В «Спартак» работать пошли бы?
— Да, конечно. Но пока никто не зовет. Видимо, в команде в тренерском штабе нет никаких проблем. Всех все устраивает...