Шесть лет назад «золото» молодежного чемпионата мира «ковали» нынешние надежда и опора московского «Динамо» Сергей Гранкин, Павел Круглов и Алексей Остапенко. Из Индии они вернулись триумфаторами.
Звезда бразильского первенства Леонид Щадилов полноценный профессиональный контракт подписал лишь этой весной. Несколько лет талантливый доигровщик ждал своего шанса, выступая за команды «Динамо-Олимп» и «Динамо-2».
ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ
— На прошлогодний победный для сборной России чемпионат Европы вы не попали. Команда сильно поменялась за это время?
— Базовым клубом для сборной является «Ярославич», где до недавнего времени работал наш тренер Сергей Шляпников. Поэтому костяк команды остался прежним. После Евро в коллектив, помимо меня, пришел еще один доигровщик и новый связующий, нынешний капитан сборной Дмитрий Ковалев.
— Шляпников известен как большой специалист по работе с молодежью. В чем его секрет?
— Сергей Константинович очень жесткий тренер. У него все построено на строгом контроле и дисциплине. К примеру, любое даже самое незначительное опоздание карается лишним кроссом или «нарядом вне очереди».
— У вас даже такие имеются?!
— В сборной всегда есть дежурный. Обычно эту должность мы занимаем по очереди, но в случае провинности человек попадает на нее автоматически. Дежурный доводит до команды все указания тренера, отвечает за чистоту в зале, готовит мячи. В общем, своеобразный завхоз.
— Как проходила подготовка к чемпионату мира?
— В мае—июне мы 40 дней пробыли на сборах в Анапе. Затем участвовали в товарищеских турнирах. За месяц сыграли 17 матчей, победив только в четырех. Все игры проходили под нагрузками. Бывало, что утром мы проводили трехчасовую тренировку, а уже днем выходили на площадку. Неудивительно, что в некоторых матчах нас буквально «выносили». За 25 дней до начала чемпионата мы поехали в Аргентину, где прошли акклиматизацию. Будущим соперникам по финалу мирового первенства проиграли тогда с общим счетом 0:6.
— Не возникало сомнений, что тренер что-то делает не так?
— Психологически было не просто. Мало кто из ребят верил, что нам по силам пройти даже первый групповой этап. Но время показало, что Шляпников оказался прав! Точнехонько к началу чемпионата мы вышли на пик формы, и весь турнир буквально летали по площадке. А бразильцы, которых многие считали фаворитами, «сдулись» уже на второй групповой стадии.
— Как оцените организацию турнира?
— Не ожидал, что все будет так грустно. Рекламы чемпионата не было никакой. За все время я видел лишь одну афишу, которая висела на стадионе. На финале присутствовало человек 50, и те — родственники местных игроков. Это притом что играли мы в зале на 12,5 тысячи мест. Для сравнения: динамовский дворец спорта на улице Лавочкина вмещает всего пять тысяч зрителей. Организаторы не смогли нам даже выделить раздевалку — после тренировок приходилось мокрыми и грязными ехать в гостиницу.
— Два матча — с США в группе и Аргентиной в финале — вы выиграли в пяти сетах. Это были самые сложные поединки?
— Лично мне тяжелее всего далась встреча с американцами. Мало того что мы переломили ход игры, уступая со счетом 0:2, так я еще провел 45 атак, когда обычно выходит порядка 20.
— Самая сильная сторона российской сборной, на ваш взгляд?
— Безусловно, блок. В полуфинале с сербами мы поставили 32 блока, что стало рекордом всех чемпионатов. Наш Игорь Филиппов получил титул лучшего блокирующего турнира.
СВЕЖАЯ КРОВЬ
— Когда волейбол появился в вашей жизни?
— Я потомственный волейболист. Папа Владимир Щадилов — мастер спорта, выступал за команды суперлиги. Мама Ирина Щадилова защищала цвета «Тулицы». Дедушка — судья всесоюзной категории. Волейбол присутствовал в моей жизни с рождения. До восьми лет я путешествовал с родителями по стране, ездил на сборы. Когда семья окончательно обосновалась в Туле, меня записали в местную спортшколу.
— Как оказались в «Динамо»?
— Динамовские селекционеры обратили на меня внимание в 15 лет, пригласили на просмотр. Три дня мы с ребятами со всех концов страны тренировались в столичном СК «Луч». На занятиях присутствовала наставник сборной Москвы Ольга Вербова, руководил процессом легендарный динамовец, первый тренер современной сборной России Виктор Радин. Из 20 человек оставили меня одного.
— Контракт с «Динамо» вы подписали до первенства мира. Успели познакомиться с будущими партнерами?
— В прошлом году, когда кто-то из доигровщиков выпадал из игры, меня привлекали к тренировкам первой команды. Поэтому с большинством ребят я знаком. Гранкин, бывало, даже до дома подвозил. С Димой Щербининым и Сашей Маркиным мы вместе играли еще в первой лиге. В этом году помимо меня в «Динамо» взяли еще двух игроков второй команды — «связку» Валю Безрукова и центрального блокирующего Колю Харитонова. Так что скучно мне не будет.