— Это ваш первый тренировочный сбор с командой — уже удалось создать коллектив?
— Я вырос в коллективе. У нас в семье случилась трагедия, и в полтора года я попал в детский дом. И там узнал, что такое быть сильным в коллективе и что такое быть слабым. И важность коллектива понимаю очень хорошо. Мы всем тренерским штабом следим за моральным климатом в команде, учим ребят командному духу, учим радоваться результатам товарищей…
— Какие впечатления от команды?
— Видно, что ребята не в той кондиции, которую бы хотелось видеть. Не хватает координационных навыков. Тренировочный процесс был несколько однообразным — кроме циклической подготовки, не было других методов. Нет запаса физических качеств, необходимых именно для лыжников-двоеборцев.
— А вы кого-то выделяете в качестве лидера или они для вас в одинаковой кондиции?
— По физическим качествам и по опыту лидером является Сергей Масленников, но на протяжении последних лет он не прогрессирует.
— Вы пригласили себе в помощь немецкого тренера Петера Ляйнера…
— Это специалист по прыжкам с трамплина из Оберстдорфа. Он работал в немецких клубах, а также со швейцарской командой. Его задача — подтянуть прыжковую часть. И будем искать баланс между гоночной и прыжковой частью.
— А где и когда вы начнете прыжковую подготовку?
— В этом году прыжками займемся позже, чем обычно, — в июле в Польше. Хотелось бы, конечно, в России, но, к сожалению, пока негде. Я всегда планирую тренировочный процесс от простого к сложному: начнем с маленьких трамплинов, где дальность полета не больше 70 м. По мере приближения к сезону будем мощность трамплина увеличивать. Но прежде чем прыгать, мы должны подготовить команду и в физическом, и в психологическом плане, много внимания уделяем специальным упражнениям, направленным на развитие тех взрывных качеств, которые необходимы прыгуну. Кроме того, я бы хотел спортсменов также попробовать в спарринге с более сильными, например с биатлонистами и лыжниками. На май и июнь мы сделаем акцент на функциональную подготовку, включаем нетрадиционные методы тренировки, такие, как велосипед, роликовые коньки, обычные коньки, веревочный городок и скалолазание. Постараемся, чтобы в тренировочном процессе у спортсменов присутствовал и адреналин, и преодоление себя, хотим уйти от монотонности…
— Вы тренируете всех одинаково или практикуете индивидуальный подход?
— Я всегда вижу, у кого какие слабые стороны, мы подтягиваем их, не забывая тренировать и сильные. Уже сегодня могу сказать, что очень неплохо владеют телом Нияз Набеев, Иван Панин, Сергей Масленников. По прыжкам хорошее впечатление от Сергея Прошина, хотя в гонке он слабоват.
— Про спортивную команду мы услышали, а вот команда, которая с вами работает, научное обеспечение, медицина… У вас уже есть специалисты?
— Да, я нашел единомышленника — руководителя комплексной группы Александра Злыднева. Понимаем друг друга с полуслова. С нами также работает доктор; когда перейдем к прыжковой части, будем привлекать психолога.
— В прошлом году у наших двоеборцев были проблемы с допингом — как вы к этому относитесь?
— Я категорически против использования всех запрещенных препаратов — мы используем только разрешенные, легальные средства подготовки.
— Скажите, а как у вас с материально-техническим обеспечением?
— Нас очень поддерживает федерация и лично президент Александр Уваров — он сильный организатор. Например, сегодня нам не хватает некоторых вещей, но знаю, что работа ведется, и к следующему сбору мы будем обеспечены всем необходимым.
— Какие планы у команды на следующий сезон?
— Наш вид спорта — старинный и классический, двоеборцы участвовали в Олимпийских играх начиная с самых первых. Советские и российские спортсмены выигрывали “золото” практически везде кроме двоеборья — я мечтаю восполнить этот пробел. На первом собрании обозначил, что все члены сборной команды России должны получить очки в Кубке мира. Нам необходимо показать, что мы конкурентоспособные спортсмены, и это главная задача на ближайшее время. А дальше пойдем вперед поэтапно.
— А существует проблема веса у двоеборцев?
— Проблема веса существует в любом профессиональном спорте. Вес спортсмена должен быть в норме — с большим весом в прыжках результатов не достичь. Чтобы этой проблемы избежать, мы с доктором команды строим специальную систему питания. Если в микроцикле идет работа на выносливость, то в питании преобладают углеводы, при прыжковой подготовке углеводы сокращаем и прибавляем белки: мясо, птица без кожи, из сладкого — сухофрукты… Но не диетой единой: проблему веса также решаем направленными тренировками.
— Недавно в олимпийской программе появились женские прыжки с трамплина — а как вы думаете, возможно ли, что появится женское двоеборье?
— Я очень рад за прыгуний с трамплина. Думаю, что вполне возможно, что и женское двоеборье будет включено в международные соревнования. Многие думают, что прыжки с трамплина — это опасный вид спорта, а я скажу, что при сегодняшней экипировке и спортсооружениях это совсем не так. Это гораздо менее травматичный вид, чем популярные горные лыжи, но намного более изящный и красивый…