Не нужен нам берег канадский

Существует разрыв между детско-юношес­ким и профессиональным хоккеем

Президент Федерации хоккея Москвы – сама пунктуальность. Оно и не мудрено: Геннадий Валентинович – руководитель городского департамента по конкурентной политике. Каждый день расписан по минутам. В редакцию «М-СПОРТА» чиновник вошел точно в назначенное время. А тут как раз и подоспел первый звонок от чьей-то «разгоряченной» мамы Юлии.

Существует разрыв между детско-юношес­ким и профессиональным хоккеем
Геннадий Дегтев. Фото: Иван Корженевский.

«ЗОЛОТАЯ ШАЙБА» БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ

– Беспокоят из ДЮСШ «Вымпел», что в Новогирееве. Нам еще пять лет назад построили ФОК. Однако раздевалки там не предусмотрены. И все эти годы ребята переодеваются в вагончиках…

– Мы в курсе этой ситуации, обратились в Москомспорт. Материально-техническая база там действительно подготовлена не так, как надо. Для соревнований в том числе. Насколько помню, проблема состоит из двух блоков. Один касается финансовой составляющей: с 2009 года пытались под раздевалки выделить деньги. Но по разным причинам перевод денежных средств постоянно переносили. Я собираюсь получить внятное объяснение в департаменте строительства. Знаю, что в адресной инвестиционной программе этого объекта нет. Поэтому постараюсь инициировать вопрос от Федерации хоккея Москвы, чтобы объект попал в текущую программу. Ведь ресурсы выделены серьезные, в том числе и на укрепление материально-технической базы. Оставьте свой телефон: мы обязательно проинформируем вас о том, что у нас получится сделать.

Вообще, обидно – чисто по-человечески, – что это случилось в Новогирееве. Там объекты социальной инфраструктуры были всегда одними из лучших еще в период Перовского района.

– Зовут меня Сергей. Ребенок хочет заниматься хоккеем. Пытались попасть в школы ЦСКА, «Динамо», «Спартака», но не прошли отбор. Может, вы порекомендуете школу, но такую, чтобы без экзамена, а то у него уже, по-моему, комплексы какие-то начались.

– А сколько лет сыну?

– Ему двенадцать.

– Это уже поздновато. Можно посоветовать записаться в одну из команд «Золотой шайбы». Там квалификационного, то есть профессионального, отбора нет. Подход такой, чтобы любого желающего привлечь к спорту. Но если вам хочется пойти именно в ДЮСШ или СДЮШОР, то ребенку 1999 г.р. уже сложно туда пробиться.

– Но у меня и второй сын подрастает. Ему шесть лет. Какая подготовка нужна, чтобы его взяли в специализированную школу? Где ее получить?

– Исходя из места жительства. Надо определиться, какая из 16 действующих наших школ ближе всего к вам, чтобы добираться было удобно. А еще, Сергей, вам может помочь справочная служба Москомспорта. Ее телефон – 788-11-11.

СОГЛАСЬЯ НЕТ

– Меня зовут Виталий. В Москве есть современный хоккейный дворец на Ходынке. Тем не менее все три московских клуба играют в старых дворцах. Почему?

– Начну с того, что объект строился не как сугубо хоккейный, а, скорее, как многофункциональный, многопрофильный дворец с ледовым покрытием. Как решить, какому клубу передать дворец? Ведь их у нас четыре. Сначала обращение по нему было от «Динамо», когда шла реконструкция их домашней площадки. Потом интерес к арене проявил ЦСКА, хотя у армейцев и так есть соответствующий комплекс, но они не проводят его реконструкцию. Замечу, что застройка территории объектами другой, не спортивной инфраструктуры при этом ведется. «Крылья Советов» долгое время были разрознены и объединились лишь в нынешнем сезоне.

Всем четырем клубам мы предлагали составить график, чтобы они могли проводить здесь домашние матчи. Но они не были готовы договориться. Поэтому мы попали в ситуацию, когда надо отдать кому-то предпочтение. Тем не менее интерес у клубов к ходынской арене был, и, замечу, несколько матчей они все-таки сыграли.

В этом сезоне результаты московских профессиональных клубов не очень высокие. Но все равно надо возвращаться к тому, чтобы один из самых современных ледовых дворцов стоял в календаре Континентальной хоккейной лиги, добиваться этого вместе со всеми московскими клубами. Вопрос платежей для арендодателей тоже обсуждали, поскольку дворец является хозрасчетным хозяйствующим субъектом. Я думаю, что в рамках общей политики и 83-го федерального закона эта ситуация найдет положительное разрешение. И здесь все будет зависеть от позиции либо учредителей, либо самих профессиональных клубов.

– Здравствуйте, Геннадий Валентинович. Это Валентина. Хотелось бы коснуться «Золотой шайбы». Была на финале в «Мегаспорте». Мальчишки все молодцы, здорово играли. Но впечатление несколько подпортила охрана арены. Прошли на трибуну с мороженым, так тут же подбежали, начали выхватывать, что-то кричать. Может, из-за таких вещей и болельщиков на спортивные арены ходит не так много, как того хотелось бы?

– Валентина, я испытываю такие же чувства, как и вы. Поскольку отвечаю за финал в плане своей общественной деятельности, могу только извиниться. Потому что мы с руководством арены эту тему уже дважды обсуждали. Вот этот «бульдожий подход», который там используется, с одной стороны, необходим с точки зрения предупреждения терроризма и безопасности зрителей. Но, с другой стороны, когда вы уже находитесь внутри, доброжелательности не хватает. Давайте так в газете и напишем: болельщики высказывают просьбу, чтобы сотрудники дворца были доброжелательными и улыбчивыми людьми. При этом чтобы обеспечивали безупречную безопасность. Так что на основании вашего звонка официально обращаюсь к директору дворца (Михаилу Загайнову. – Прим. ред.) с таким пожеланием. К сожалению, это проблема не только этого дворца спорта.

ЛУЧШИЙ ТРЕНЕР – МОСКОМСПОРТ

– Давайте перейдем к детско-юношескому первенству Москвы. Насколько удался турнир?

– Он прошел по двум группам. Очковый разрыв между командами получился существенный. Выделю два приоритета, которые удалось сохранить. Первый касается участия в Открытом первенстве Москвы команд из областей (например, ярославского «Локомотива», воскресенского «Химика»). Второе – мы увидели, что формат, который изменили два года назад, – переход с трех групп на две – себя не оправдал. Считаем, что необходимо вернуться к трем дивизионам. Также нужно сократить количество команд до десяти, при этом из одного класса в другой будут подниматься или опускаться по две команды. Сейчас как раз работаем над положением следующего календарного года. Что касается текущего, то он прошел ровно. Но этот формат с двумя группами оказал московскому хоккею недобрую услугу. Много проходных игр, что отражал итоговый результат. Когда команды не завоевывают никаких очков, а тренеры продолжают приглашать детей для тренировок, это неправильно. По этому поводу уже провели несколько встреч с директорами, поняли, что у них разные позиции. Но мое мнение однозначно: при таком формате мы можем потерять лучшие команды. Им не с кем будет играть. Ведь тот же «Локомотив» к нам едет, чтобы поддерживать уровень хоккея в Ярославле. Но тем самым они и повышают конкуренцию московского чемпионата.

Столица не закрытый город, в том числе в аспекте спортивных соревнований. Так что милости просим. Вопрос экономической целесообразности (лед, поездки), на мой взгляд, должен быть вторичен. Главная и серьезная проблема: слабая методическая работа тренерского состава, которая не находится под прямым контролем, а отдана на откуп директорам школ.

– А судьи кто?

– Вот с судьями за последние четыре года задачу мы решили. И желающих хватает, и оплата профессии достойная. Но и у тренеров приличная ставка. И проблем в наборе нет, беда – в качестве. Все специалисты проходят подготовку или переподготовку в двух спортивных вузах – РГУФКСиТ и МГАФК, но сама методическая работа требует оптимизации, ориентированной на результат.

– Геннадий Валентинович, здравствуйте. Меня Валентиной зовут. У меня вся семья любит хоккей, племянники занимаются. Знаю, что на недавней спартакиаде учащихся России москвичи в очередной раз победили регионы. Это реальное соотношение сил в юношеском хоккее, и почему тогда профессиональные столичные гранды опять терпят фиаско в КХЛ?

– То, что есть система подготовки в хоккее, достижения в спартакиадах тренеров, детей и даже их родителей, – результат большой работы. Эти результаты абсолютно объективны. Потому что все те, кто участвует в зимних спартакиадах, это регионы, в которых хоккею уделяется пристальное внимание. Команды, их представляющие, собирают под свои знамена лучших мальчишек и девчонок. Вы правильно дали оценку нынешнему выступлению московских клубов в КХЛ и грамотно поставили вопрос. Дело в том, что на сегодняшний день существует разрыв между детско-юношеским и профессиональным хоккеем. Наши дети до определенного возраста занимаются в спортивных школах. Потом могут попасть в молодежную лигу. Но до сих пор нет никаких гарантий и прозрачных правил для попадания в так называемый «бизнес-хоккей», которым является любая команда Континентальной хоккейной лиги. Неоднократно встречался с руководителями и владельцами профессиональных клубов с тем, чтобы они делали квоты для молодых ребят, создавали подрастающему поколению возможности пробиться в большой хоккей. Примеры такие есть, но квот никто не выделяет.

Система подготовки команд к спартакиаде – централизованная. Это заслуга даже не Федерации хоккея Москвы, а тренерских штабов, самих школ, Москомспорта и правительства Москвы.

А в «бизнес-хоккее» совершенно другие принципы. Люди заключают контракты, по условиям которых выполняют работу. И в данном случае выполняют эту работу не очень качественно. Об этом я публично говорил руководству наших профессиональных клубов. Когда мы проводили предсезонный турнир четырех московских коллективов «Кубок мэра», который благодаря своему удачному формату не первый год проходит в интересной и зрелищной борьбе, еще на пресс-конференции обращался ко всем участникам, что мы ждем от московских команд яркой игры и побед.

– Надеюсь, вы как-то повлияете. Хочется еще спросить вот о чем. У знакомой семьи мальчик участвовал в спартакиаде. Еще до этих соревнований наша команда ездила на турнир в Канаду, и там нескольких наших юношей заприметили и пригласили продолжить хоккейное образование у них. Родители в смятении. Хочется услышать ваш совет.

– Мне кажется, это непростой вопрос, связанный с тем, каким видят родители будущее своих детей. Советовать в таких вещах нужно аккуратно, а судьбу сыновей все равно решать только семье. Тут же вопрос и дальнейшего образования, и социальных гарантий, и развития, и неких ментальных отношений. К сожалению, знаю примеры, когда в достаточно раннем возрасте – где-то в 14–15 лет – ребята уехали, несколько лет поиграли, потом по разным причинам заключить контракт не смогли. И возникли неприятные жизненные проблемы. Ведь за несколько лет люди успели потерять в России и спортивные контакты, и, что самое главное, профессионально-учебные, которые являются неотъемлемой частью любого развития. Поэтому нужно все тщательно взвесить, но по мне – получать образование и повышать уровень спортивного мастерства стоит на родине, на нашей базе. А уже после окончания школ принимать какие-то судьбоносные решения.

фото: Иван Корженевский

ХОККЕЙ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

– Меня Ольга зовут. Хотелось бы узнать, когда у Федерации хоккея Москвы появится достойный информационный сайт?

– А почему вы считаете, что сайт «недостойный»? Мы дважды его уже модернизировали. Персонифицировали команды, сделали страничку игроков с тем, чтобы заинтересовать людей и придать дополнительный стимул набирать баллы. И сделали, чтобы на сайте отображалась вся информация по турнирным таблицам, по годам. На ваш взгляд, чего не хватает сегодня?

– Каждодневной, обновляемой информации. К тому же неплохо было бы, чтобы у каждого ребенка на сайте был свой раздел с фотографией, личными данными и статистикой в чемпионате.

– Я так понимаю, что нужно соединить игровой календарь, итоги и персональные данные игроков. Дайте пару месяцев, и если после наших изменений вы опять не будете удовлетворены, то обязательно проявитесь.

– Хорошо, спасибо.

– Здравствуйте. Меня зовут Илья. Знаю, что вы президент Федерации хоккея Москвы. А как давно вы в хоккее, почему прикипели к нему?

– В хоккей играю на любительском уровне. Начинал играть в хоккейной школе в одном из подмосковных городов. И сейчас играю за команду правительства Москвы. Недавно наша ледовая дружина вернулась из Ниццы, где принимала участие в «Турнире легенд». Там у них очень красивая ледовая площадка. Заняли первое место.

– То есть вы, хоть и чиновник, но продолжаете вести активный образ жизни?

– Конечно, ведь это поддержка спортивной формы.

– И соответственно, все, что происходит на хоккейных площадках, вы узнаете не на основе отчетов, а из личного опыта?

– К сожалению, не часто посещаю сами игры. А это стоило бы делать. Была задумка установить на ледовых площадках видеокамеры, которые могли бы в реальном режиме времени показывать, что на них происходит. Это обеспечило бы и контроль за работой тренерского состава, и подняло бы дисциплину самих воспитанников. Пока не удалось реализовать, но с учетом создания объединения «Хоккей Москвы», в которое уже входит восемь школ, думаю, что нам удастся решить эту задачу. Тогда увидим совершенно другой формат.

– Объединение «Хоккей Москвы» в целом оказалось успешным?

– Несколько лет назад это был один из приоритетных вопросов развития хоккея в Москве, который мы обсуждали с нынешним заместителем министра спорта Юрием Нагорных. Объединение решило колоссальное количество организационных проблем, изменило финансовое состояние всех участников этого процесса, был установлен единый регламент по набору ребят, по работе самих ледовых дворцов. Создание объединения сняло все конфликты по использованию ледового времени, которые были в каждом дворце, и подняло дисциплину администрации этих объектов.

Лед в объединении «Хоккей Москвы» предоставляется на бесплатной основе. А благодаря единому организационному управлению хоккейным процессом, мы избежали различных конфликтных ситуаций с дележом и выбором времени на льду. И важно, что команды после этого объединения не потеряли свою самобытность.

– Вопрос от Михаила Соколова. Планируется ли строительство новых ледовых объектов в столице? И хватает ли москвичам льда?

– Льда, увы, не хватает. Было подготовлено порядка семи-девяти проектов строительства ФОКов с ледовым покрытием. Сейчас решается: будет ли это бюджетное финансирование или же инвестиционный проект. Убежден, что решение скоро будет принято. Все проектные работы сделаны, и мы уже были готовы начать необходимые процедуры под застройку. А потенциальные инвесторы есть однозначно. Бизнес рвется строить катки. Но вот, например, в районе Лефортово на улице Авиамоторная, 15, до сих пор не можем добиться, чтобы компания-инвестор построила дворец по очень хорошему проекту. Как раз для таких случаев мэр Сергей Семенович Собянин поручил разработать порядок по выставлению объектов на инвестиционные торги. К апрелю-июню наступит полная ясность, какие проекты будут предложены для инвестиций. То есть мэр рассмотрит предложения, а если заявки будут удовлетворены, то появятся и катки, которые бизнес по индивидуальным проектам может построить.

Полная версия прямой линии на сайте m-sport.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру