Само происшествие, из-за которого случился весь этот судебный сыр-бор, произошло еще 14 сентября 2012 года. «Зенит» играл с «Тереком» из Грозного. Во время матча на поле выбежал болельщик, который тут же был задержан. В итоге контрольно-дисциплинарный комитет РФС конкретно за этот эпизод оштрафовал клуб из Санкт-Петербурга на 20 тысяч рублей. И вот недавно суд постановил, что нашкодивший фанат обязан возместить клубу сумму штрафа.
Понятно, что не за жалкие 20 тысяч рублей сражались в зале суда адвокаты богатого футбольного клуба. Тем более выплатит эту сумму нарушитель или нет — это еще бабушка надвое сказала. Тяжба может тянуться еще долго, как это, например, произошло на Украине. Фанат харьковского «Металлиста» точно так же выбежал на поле во время матча Лиги Европы его команды с французским клубом «Сошо». «Металлист» был оштрафован и потом отсудил сумму в 160 тысяч гривен у болельщика. Однако парень решил обжаловать решение в высших инстанциях и платить пока не собирается.
Да ладно «Металлист»! Тот же самый «Зенит» до сих пор судится с фанатом, которого за беспорядки лишил абонемента. Гражданин, вероятно, оказался юридически подкованным и, вооружившись законом «О защите прав потребителей», отсудил свой абонемент обратно. Впрочем, питерский клуб тоже не лыком шит и продолжает бороться за свое право не пускать нарушителя спокойствия на «Петровский».
Так что не в этих двадцати тысячах российских денег «зенитовское» счастье. Просто питерский клуб, похоже, всерьез озаботился вопросом порядка на стадионе. А кто бы не озаботился, получив два матча без зрителей с прямыми конкурентами по турнирной таблице? Этот случай просто наглядно показал, что ответственность все-таки может настичь виновных.
Устрашающий эффект
— За каждый проступок наказание нести должен тот, кто его совершил, — считает легендарный фанат ЦСКА Дмитрий БУГРОВ по прозвищу Лысый. — Поэтому ничего плохого не вижу в том, что клуб отсудил свой штраф. Я никогда не был сторонником «прорывов», не понимал смысла выбегания на поле в плане поддержки своей команды. Но каждый, кто прорывается, изначально знает, что его поймают и как-то могут наказать. Они делают это сознательно. Только дело в том, что «прорыв» не нужно особенно доказывать — факт, как говорится, налицо. А ты пойди докажи, что человек, например, петарду бросил. Или что матерился во время матча. Сейчас каждое действие фанатов рассматривается под микроскопом, придумываются разные меры и наказания. Иногда слушаешь и ужасаешься. Кажется, те, кто все это предлагает, просто ни хрена не понимают ни в болении, ни в фанатизме.
Действительно, самые крупные штрафы клубы платят как раз не за индивидуальные, а за коллективные нарушения болельщиков — скандирование оскорбительных лозунгов, мат, пиротехнику. И как 200 тысяч штрафа разделить на две тысячи человек, смотревших футбол на фанатской трибуне и в один голос обещавших совершить действия сексуального характера с командой соперника? И главное, как доказать, что каждый из этих двух тысяч нарушил правила?
Думается, в клубах, в том числе и в «Зените», это прекрасно понимают. Но это с их стороны только одна из многих мер по наведению порядка на стадионах. На кого-то она, возможно, пусть на единиц, но окажет устрашающий эффект. А ведь вода камень точит...
Один за всех
С вопросом, насколько распространенной может быть практика, когда клубы обращаются в суд за возмещением штрафов, «МК» обратился в Российскую футбольную премьер-лигу.
— Каждое судебное решение зависит от полноты собранных доказательств, — объясняет заместитель начальника отдела по безопасности и работе с болельщиками Александр САФОНОВ. — А их-то как раз зачастую собрать не получается. Вот, например, после резонансного матча «Динамо» — «Зенит», когда в Антона Шунина была брошена петарда, бригада сотрудников полиции отправилась в Санкт-Петербург опрашивать свидетелей. Но они не смогли свидетелям предъявить доказательства, что эти люди были на матче. Да, видеокартинка есть, но поди докажи... Вот поэтому мы и подошли к идее продажи билетов по паспортам. Тогда факт покупки билета будет зафиксирован, а видео подтвердит факт посещения.
— Ну хорошо, Александр Николаевич, а если весь сектор жег пиротехнику, а собрать доказательства удалось только на троих, то могут ли их заставить платить всю сумму штрафа, возложенного на клуб?
— Здесь уже будет решать судья в каждом конкретном случае — присуждать всю сумму или только часть ее, и какую именно часть. В Самаре, например, был случай, когда всю сумму ущерба за выломанные кресла присудили четверым задержанным, хотя в беспорядках участвовали многие.
СПРАВКА "МК"
В мае 2011 года на стадионе «Металлург» самарские «Крылья Советов» принимали московский «Спартак», и во время матча начались беспорядки. Было выломано 2143 кресла, легкие телесные повреждения получил сотрудник ОМОНа. Уголовное дело возбудили против восьми болельщиков «Спартака», и Кировский районный суд четверых из них признал виновными в хулиганстве, вандализме и применении насилия к представителю власти, а также приговорил их к условным срокам и выплате ущерба стадиону за выломанные кресла в размере 490 975 рублей. Далее Самарский областной суд оставил в силе этот приговор, несмотря на доводы адвокатов, что их подзащитные сломали не все кресла, а только несколько, и должны нести ответственность только за них. Суд указал на то, что молодые люди сознавали, что совершают противоправные действия, и сознательно присоединились к участникам беспорядков.
— В новом так называемом законе о болельщиках будут прописаны какие-то конкретные санкции, касающиеся возмещения ущерба?
— Во-первых, если уж сокращать название закона, то давайте назовем его законом об организаторах и болельщиках, потому что ответственность организаторов в нем прописана даже в большей степени, чем ответственность болельщиков. А во-вторых, пока проблема этого закона в том, что там указана санкция, но не указано за что. То есть написано: «за нарушение правил поведения болельщиков», но самих правил пока нет, и какими они будут, неизвестно. Например, если взять правила дорожного движения. Там четко указано, что за пересечение двойной сплошной — такая-то санкция, за обгон в неположенном месте — такая-то... Но нет же статьи просто за нарушение правил дорожного движения! А с новым законом ситуация пока именно такая.
Черная метка
— Кроме продажи билетов по паспортам какие еще меры по контролю над ситуацией на стадионах готовит премьер-лига? — обращаемся к исполнительному директору РФПЛ Сергею ЧЕБАНУ.
— Мы сейчас создаем некую материально-техническую базу, — отвечает Сергей Владимирович. — Первое, это база всех болельщиков, которые хоть однажды купили билет на стадион. Второе — обновляем оборудование, которое позволяет сверять лица. На некоторых стадионах такое уже установлено, где-то приходится дополнять еще камерами, где-то полностью по новой устанавливать. И хотим, чтобы уже с марта эта система начала работать.
— Устанавливают клубы или стадионы?
— Клубы, конечно, по нашему требованию. Даже если стадион не принадлежит клубу.
— И в чем же особенность этой новой системы?
— Работает она так. Камера фиксирует человека во время совершения правонарушения, но он, например, в черной куртке, каких на секторе масса, капюшоне, лица не видно. На него тут же ставится специальная метка, и камера ведет его постоянно, пока в какой-то момент его лицо не попадает в объектив. А он обязательно когда-нибудь расслабится и поднимет голову, например, не ожидая, что на выходе его тоже будут снимать. Или, например, наоборот, на входе на стадион его лицо зафиксировала камера, и можно будет отмотать по метке до этого момента. Всё! Зафиксировали, распечатали, предъявили. И на нем эта метка будет стоять постоянно. В следующий раз он проходит контроль, на камере служба безопасности видит его лицо с меткой, и там уже либо его не пускают, потому что ему закрыт доступ на стадион, либо постоянно «ведут». И еще: как только нарушителя зафиксировали в секторе, сотруднику службы безопасности отправляется на смартфон его изображение, и возле сектора его уже ожидают.
— В момент задержания на выходе фанаты могут пытаться отбить «своего», и это спровоцирует беспорядки...
— Вот поэтому мы хотим дать ему спокойно выйти со стадиона, расслабиться, а возле подъезда к нему подойдут: «Мы вынуждены вас задержать...» Если билет куплен по паспорту, то проблем с доказательствами не будет.
Комитет по безопасности РФС уже поддержал инициативу клубов премьер-лиги продавать билеты по удостоверениям личности. И, судя по всему, в РФПЛ готовы к падению посещаемости футбольных матчей в первое время, однако уверены, что потом все вернется на круги своя и даже станет еще лучше.
Клубы в спешном порядке укрепляют свои «видеоредуты» на стадионах.
«Зенит» создает прецедент, когда наказание решением суда перекладывается непосредственно на совершившего правонарушение.
Если какая-то одна мера может не сработать, то в совокупности, похоже, шансы навести порядок на трибунах повышаются. Здесь главное не переборщить и не превратить футбольный стадион в камерный театр. А то мало ли какие правила поведения на спортивных мероприятиях, санкции за нарушение которых уже прописаны в законопроекте о болельщиках, утвердит российское правительство?