— Проанализировав и мировой, и наш собственный опыт, мы в РФПЛ подготовили рабочий проект программы по обучению стюардов, который после обсуждения с клубами и согласования с МВД будет представлен РФС, — сказал Александр Мейтин. — Клубы примут непосредственное участие в разработке окончательной версии, потому что в дальнейшем они будут вынуждены привлекать стюардов для обеспечения безопасности во время проведения матчей. Уже сейчас по регламенту на 100 зрителей на стадионе должен присутствовать один стюард. Предполагается, что стюарды должны будут иметь специальный сертификат. Мы стараемся максимально уменьшить число полицейских на стадионах, поэтому рассчитываем ко времени принятия закона заменить их на обученных специалистов.
Сейчас большинство работающих на матчах стюардов — это представители болельщиков, члены фан-клубов, которые если и проходят обучение, то непосредственно в клубе. Руководство РФПЛ же видит «стюардизацию» российских арен более системной: человек проходит обучение, получает сертификат и заключает контракт с клубом.
Подготовку контролеров-распорядителей может осуществлять любое профильное учебное заведение.
— Где учить, мы найдем, главное, знать — как учить, — говорит директор по безопасности РФПЛ.
В ближайшее время, по словам Мейтина, в Донецк отправится группа первопроходцев, которые после обучения смогут получить сертификаты тренеров стюардов. Дело в том, что «Донбасс Арена», являясь членом Европейской ассоциации стадионов и управления безопасности (ESSMA), имеет право выдавать соответствующие международные сертификаты.
Кроме того, выбор «Донбасс Арены» обусловлен тем, что их методика подготовки стюардов и тренеров получила самую высокую оценку со стороны УЕФА, назвавшей «Донбасс Арену» лучшим стадионом прошедшего чемпионата Европы по футболу в категориях «Безопасность» и «Комфорт для зрителей».
Сама программа станет достоянием гласности не раньше, чем ее примут, но, учитывая украинский опыт, в ней наверняка не обойдут вниманием такие навыки, как умение выходить из нестандартных ситуаций и урегулировать конфликты, отличать по мимике и жестам потенциальных возмутителей спокойствия. В донецкой программе, например, обязательными являются физподготовка, знание правил пожарной безопасности, начальные медицинские навыки.
Разумеется, обучение не станет благотворительностью — за него придется платить. Как объяснил «МК» Александр Мейтин, это могут сделать сами клубы, отправив своих подобранных людей, с которыми потом будут заключаться контракты на стюардинг. А может просто любой студент или почтальон заплатить за курс и потом предложить свои услуги любому клубу.