Как известно, с ноября 2016 года власти столицы выделили уличным коллективам 14 площадок в центре города, где они могут спокойно выступать, не опасаясь преследования правоохранителей. Условий только три: зарегистрироваться в Департаменте культуры, не нарушать общественный порядок (пить — дебоширить — материться — призывать к насилию) и не попрошайничать. В числе официальных площадок три точки на Старом Арбате, две на Кузнецком мосту, прочие — также в самом сердце столицы. В преддверии ЧМ никаких изменений в регламент уличных выступлений не вносилось, однако некоторые артисты сетуют, что полиция их самовольно «подвинула».
На «Библиотеке Ленина» в вагон входят трое: один с тромбоном, второй с барабаном, третья со шляпой. «Тромбонят» и барабанят ровно одну короткую остановку, девушка обходит пассажиров, собирая гонорар. Повседневный столичный пассажир не особо щедр.
— Ничего, на ЧМ дела лучше пойдут! — вступаю в разговор я.
— Они вообще никак не пойдут! — отвечает трио. — Из метро нас погонит полиция, доигрываем и уезжаем в регионы.
— В метро нельзя играть?
— Даже на наземных пересадках нельзя, попадешь на штраф, а то и на задержание, как нарушитель общественного порядка. На официальных площадках можно, но там огромная конкуренция и аскать нельзя. А нам зарабатывать нужно.
«Аскать» на сленге уличных музыкантов — собирать гонорары.
— А если со шляпой не ходить, а просто положить ее рядом?
— На официальных площадках так и делают. Но там уже все расписано, а если тебя захотят убрать с места, шляпа будет поводом.
Опрашиваю музыкантов, играющих в «козырных» точках города — на легендарной Арбе (Старый Арбат) и в пабах, которые в дни мундиаля превратятся в туристические Мекки.
— Уличным музыкантам лицензия не нужна, играть на улице не запрещено, все это и на время ЧМ так, — говорит уличный гармонист Василий. — Но сейчас в полиции идет усиление по части мер безопасности. Музыкантов просят уйти уже со многих насиженных мест. В частности, за пересадочные наземные узлы взялись. Нельзя мешать пешеходам и играть ближе чем в 15 метрах от входа в метро.
— Нарушителей полиция штрафует и задерживает?
— Нет, обычно просто вежливо просит уйти. Мои творческие планы на мундиаль — играть вне Москвы. Для музыканта место очень важно. Если на месте играет не кто-то один, а все разные, то место как бы «заигрывается» и люди перестают благодарить. Мое мнение — лучше играть вдалеке от станций метро, но всегда в одном и том же «своем» месте. Я на официальных площадках принципиально не играю. Для меня играть на улице — это творческий рост, тренировка выступать на публике и желание поднимать настроение людям. А гонорар — доказательство того, что у меня это получается. Но аскать — выпрашивать его — нельзя, с этим я согласен. Это делают только бездари, озабоченные деньгами, они нанимают аскера — того, кто попрошайничает, пока они играют.
Другой музыкант, участник этно-фьюжн-коллектива из Подмосковья Владислав Леднёв, готовится к мундиалю всерьез:
— Для меня музыка хобби, но заработать на нем всегда приятно! К мундиалю мы приготовили специальную программу, объединившую музыкальные традиции с разных концов света. Мы собрали разные этнические инструменты, будем интерпретировать современную музыку так, чтобы гость каждой национальности нашел в ней что-то свое.
— В связи с чемпионатом мира есть ограничения по местам выступлений?
— Мы будем играть на официально разрешенных точках метро и на площадках, выделенных мэрией, правила обходить не собираемся. Музыканты, которые планируют выступать на улицах в городах — участниках ЧМ, должны адекватно воспринимать требования правоохранителей, связанные с безопасностью или организацией пассажиропотока. Если что, не спорить, а по первому требованию прекратить играть или перейти в другое место.
Слепая уличная певица Юлия Дьякова, прославившаяся благодаря похищению у нее собаки-поводыря, к мундиалю готова. Она подготовила не только репертуар, но и экскурсии по городу. Незрячая девушка покажет гостям столицы интересные неформальные уголки столицы, вне общеизвестных туристических троп, а поведет их собака-поводырь.
— Чемпионат мира для меня будет праздником со слезами на глазах, потому что я зоогуманист. К ЧМ в разных городах принимали меры по бездомным собакам и кошкам и ничего не придумали лучше, как их отстреливать. А у меня очень много друзей среди бездомных кошек и собак: я пою на улице в разных районах Москвы и всегда их подкармливаю. Теперь заметила, что их стало намного меньше. Поэтому во время ЧМ я буду петь на улице очень много песен о животных и проведу экскурсии при помощи собаки-поводыря, чтобы показать, как животные важны в жизни человека.
Помимо многочисленных уличных коллективов, скрипачей, флейтистов, бардов и гитаристов на той же Арбе есть современные художники-передвижники, «бродячие» поэты, клоуны, акробаты и профессиональные нищие. Что станет с ними на время первенства?
Опрос показывает, что все они чувствуют себя уверенно и насиженные места покидать не собираются. Мало того, они прикидывают, что в период футбольного форума их доходы вырастут вдвое, и усердно пишут новые картины, мастерят новые поделки и придумывают новые номера. А вот попрошаек полиция с лица города к мундиалю намерена «стереть». Поэтому побирушкам ничего не остается, как тоже проявить артистизм. Один из них, например, собрался облачиться в футболку с надписью «Зидан». Затейник очень просит не разглашать его локацию, чтобы стартап не украли, а новоявленного «Зидана» не зачистили.
Навещая Арбу, мы решили поинтересоваться и судьбой «арбатского мальчика» Оскара, которого год назад полиция задержала и доставила в участок за декламацию Шекспира на улице. Напомним: полиция тогда решила, что 10-летний ребенок попрошайничает, а его мачеха, бывшая рядом, настаивала на том, что он «самовыражается». Инцидент вызвал большой общественный резонанс, а родная мать мальчика потребовала через суд разрешить проживание сына с ней.
Сегодня, спустя год, Оскар все так же живет с отцом и мачехой. К маме идти он не хочет, хотя она упорно продолжает судиться.
— Оскар все еще ходит на Арбат «самовыражаться»? — интересуюсь у папы мальчика, Элиаса Скавронски, композитора, пишущего классическую музыку.
— Тот роковой раз был последним: нам с Кристиной (жена Элиаса. — Авт.) популярно объяснили, то читать стихи на улице запрещено, а сам Оскар и вовсе забыл о том случае. В его возрасте каждый день — новый мир. Про Арбат он даже не вспоминает, он ему как тогда был особо не нужен, так и сейчас. Ну лишили парня маленького удовольствия, так сколько еще в жизни удовольствий!
— И как он теперь самовыражается?
— Прилично закончил 4-й класс, на лето собирается в лагерь. А весь этот шум устроила его мать. Она продолжает судиться с нами за место жительства Оскара, но повидаться с ним самим за это время даже ни разу не попыталась.