Помнится, сразу после назначения Анатолий Дмитриевич попросил: "Ребята, давайте лучше после Нового года к вам заеду, когда поток этих дежурных вопросов иссякнет, а?" Сказано - сделано. И вот мы с Князем уже в спокойной обстановке за чашкой кофе в редакционном баре начинаем беседу:
- В первые дни на посту я был близок к тому, чтобы автоответчик соорудить, где давались бы ответы на поток журналистских вопросов из разряда: "А вы знаете, куда попали?" Или: "Тяжело вам, наверное?" Сейчас поток стих. В третий раз заступаю на эту должность, знаете, опыт какой? Угадываю, что за вопрос сейчас последует. Надо просто поднять мои интервью из 90-х и сравнить с тем, что сейчас получается. Только фотографию мою поменять придется, а так все одно и то же…
В "МК" приехал с удовольствием: дружу с вашей газетой много лет. Да даже 1 апреля до полуфинала вашего чемпионата по поддавкам дошел. Многие мне не верили, когда я представлялся участником шахматного чемпионата мира! И я рекомендовал тогда купить завтрашнюю газету, но и ей не верили: день смеха же на дворе!
Про Олимпийские игры с комментаторской позиции
- Вы правы, в Лондоне впервые в жизни смотрел на Игры как комментатор. Увидел их другими глазами. Общался с кем угодно, с игроками и тренерами, с болельщиками... Более того, прежде не участвовал в прямых эфирах ранним утром. Потрясающая история! Свежак! Когда новоиспеченные олимпийские чемпионы приходят в студию... Прочувствовал я Игры и вдоль и поперек, и в высоту, и в глубину. Один день у нас был выходной. И всё.
Олимпиаду надо вот так прочувствовать: не через компьютер. Когда утром выходишь эфирить на всю страну, причем рассуждаешь не только о баскетболе - это супер. А я считал сначала, что не готов к этому, что это такая большущая ответственность. Но после первого эфира пришла уверенность. Спасибо корифеям: Анне Дмитриевой, Володе Молчанову, Василию Уткину.
Знаете, чем Олимпийские игры отличаются от чемпионата мира или Европы? Духом. Вот кто-то говорит: "Мы не пойдем на открытие Олимпиады, потому что завтра начинаются соревнования". Это большая глупость. Редко дается шанс выйти на стадион на глазах у всего мира и прошагать по нему. Я участник двух Игр и знаю: неописуемое ощущение! Психологи могут и не настраивать. Ты ведь видишь всю сборную, и такое единение происходит, что начинаешь переживать за боксеров, конников и даже тех, о ком только слышал когда-то краем уха. Кстати, в боксе мы знали четко, выиграли парни бой или проиграли. Утром идут и улыбаются, а вечером одного взгляда достаточно, чтобы понять: этот скоро поедет домой! Вот в Монреале так нарвались на Теофило Стивенсона – и привет…
Нечто подобное я испытал полтора года назад и с телевидением. У нас тоже была настоящая команда, хотя люди представляли разные каналы. 24 часа в сутки шла работа… Так что мне страшно повезло. И, знаете, когда проходит неделя, ты вкатываешься по полной программе. А аппаратура на пультах такая современная - сенсорные мониторы, технологии будущего! Ничего подкручивать, подстраивать не надо. Техника не дала за 16 дней ни единого сбоя. Космос!
Про американскую «Дрим Тим»
- Не могу сказать, что американская «Команда Мечты» убивает интерес к баскетболу на Играх. Наоборот! Многие считают, что с появлением "Дрим Тим" идет борьба лишь за второе место. Это не так, и в Сиднее, и в Пекине, помню, американцам непросто было.
Нет, присутствие такой команды идет только на пользу. Игрокам это интересно. Это как будто ты живешь в своей деревне и думаешь, что король. А приезжаешь туда - и выясняется, что есть еще одна деревня, где покруче ребята будут. Плюс ещё какой момент, знаете? Вот я хорошо помню Барселону 1992 года, когда появились Джордан, Мэджик, Бёрд, Пиппен "энд компани": народ против них играл очень оригинально. Самому-то фотоаппарат в игре вроде неудобно держать, так отдавали партнеру на скамейке. А когда шел кто-то из звездно-полосатых фол пробивать, в паузе тихонько подходили, скажем, к Джордану и знаками показывали: "Жми!"
Где больше отрыв США от остального мира – в мужском баскетболе или в женском? В мужском, конечно. У девушек обыграть Штаты шансов больше. Есть Австралия, Испания - если в боевом составе, Франция - если вернуть опытных дам. Возможен вариант переиграть! Не перебегать или перепрыгать - забудьте про это! Переиграть только головой. Но это нормально: страна - родоначальник вида спорта, законодатель моды в тактике, технике. Смотрят американцы на остальной мир и говорят: "А вы кто? Ну играйте-играйте, молодцы". Свою мощь и силу они могут включить всегда, но на этом их как раз можно поймать. Например, как в полуфинале Сеула-88 команда Александра Гомельского "поймала" янки. Приехали ребята – «да ладно, сейчас мы их сделаем!" А получилось совсем не так. У женщин команда уже младшего Гомельского, Евгения, стала в 92-м олимпийским чемпионом…
Про НБА
- Нет, ребята из НБА, конечно, показывают невероятные вещи, но многие забывают, что это часто "нарезка" с лучших матчей. Можно показать один удачный момент с 50 камер - и готово. Мне один человек заявил как-то: "Ты видел, они забивают с центра поля?" Я спрашиваю: "Где ты это смотрел?" Оказывается, передача была - подборка за несколько лет. Но если даже взять студенческую сборную США или какого-то отдельно взятого университета - и у любой команды из европейских звезд будут большие проблемы.
Не жалею ли, что не удалось в своё время уехать за океан? Да, часто слышал – и не только от вас, что с моей зрелищной манерой игры и элементами шоу мог бы проявить себя в НБА. Жалко с одной стороны. Было предложение. Журналист один получил тогда по голове за то, что прописал в газете сумму контракта (смеется). А ведь я действительно уже держал в руках бумагу, но в моем положении был только один вариант - бежать. А по поводу шоуменства... Знаете, нельзя играть так, будто яму копаешь. Показывать тысячам зрителей, как же тебе, бедняге, тяжело. Да, Гомельский был в своем роде Тарасов номер два. Он в сборной говорил: "Родина тебе мяч доверила!", а в клубе - то же самое про армию! Другое дело, шоуменство, когда ты не выигрываешь - тоже смешно. Приехать с наколками и забросить два очка - кому это на фиг надо?
Все помнят мою красную обувь. Но мы тогда «отрабатывали» модель известной западной фирмы. Та подписала со мной индивидуальный контракт. Я получал небольшие денежки с условием, что никому не расскажу (200-300 долларов в то время не мешали!) и неограниченное количество кроссовок, тапочек, ракеток теннисных и прочего инвентаря. Я был, к слову, не один в этой компании. У югослава одного были ярко-синие, у кого-то еще - зеленые. Обувь была покрыта специальным слоем, как бы лаком, чтобы от влаги не теряла форму. А все посчитали, что это эпатаж.
Еще одна история. Когда появился впервые в напульсниках, вся страна решила, что я травму получил. А ведь надел их всего-навсего затем, чтобы пот на ладони не попадал, чтобы лоб можно было чуть обтереть…
Про имидж
- Да, мне говорили: «Ты же капитан Советской армии, офицер – что вообще делаешь?» Но ведь все слушали «Битлов», «Песняров», так что – волосы, усы, бакенбарды. Мода, одним словом. А ты 40 минут на паркете пашешь – представляете, что потом с этими волосами происходит? Мне мастер знакомый (он был в Союзе широко известен) предложил сделать мужскую «химию». Сделал, а потом ходил смотреть на меня в зал. Ему по барабану был весь этот баскетбол, он отслеживал – упадет или не упадет прическа? А потом вносил коррективы в стрижку.
Приезжаю на игру: оп-па, а вот и я! Купил себе белый «Мерседес», первый из всего ЦСКА. Потом и Слава Фетисов обзавелся таким. Но люди только и говорили, что о моем пижонстве, а пока меня разбирали по полочкам, я рос как баскетболист. Бывает, встречаешься с теми, кто помоложе и рассказываешь, как пошли мы с Сабонисом пивка попить, а там девушки таки-и-и-е сидят в баре! Или на концерт пошли, а там тако-о-о-е! Или про Штаты, там вообще чума! Они слушают - и так с гордостью: «А мы ведь так же гуляли, пили и курили!» Отвечаю: «Все правильно, только мы еще и выигрывали». Я своей жене говорю иногда, что ей придется еще сколько-то лет жить с последним советским чемпионом мира по баскетболу. Ну никак мы после 1982-го выиграть не можем!
А серьга в ухе? Да она на самом деле должна была появиться гораздо раньше. Я же был страшным битломаном, играл в «банде» на ритм-гитаре. Все пытался на басу попробовать, казалось интереснее. И оказывался перед выбором – мячик или гитара. Ломали, помню, телефонные трубки в автоматах. Если в районе не было трубок – это значит мы. Контролировали этот район. Все спрашивали: зачем этот наушник, кому он нужен? Чтобы дома прикрутить, что ли? А там в трубке было 2 подходящих магнитика. Получается, ради одной гитары приносились в жертву 3 телефонных автомата. А если вторая гитара есть? Ну а серьга… Жена как-то мне напомнила про давнюю мечту и спросила: «Слабо?» Она не успела выйти из салона, а у меня уже пробито ухо. «Круто!» - говорит. И купила мне вот этот "гвоздик". В баскетбольной редакции у нас на НТВ Плюс вся команда с серьгами ходит! Кстати, не ношу на себе ни одного предмета, не подаренного мне любимым человеком.
Про советский строй
- Что хотите, то и говорите, но там было много позитивного. Я искренне плакал, когда звучал гимн СССР. Стоишь, а у тебя слезы сами льются. Сейчас, кажется, этого нет. А сербы, литовцы – плачут. Сам видел. Кто-то их заставляет? Помните, как Сабонис с Марчюлёнисом деньги собирали, чтобы сборная Литвы поехала в Барселону? Это внутреннее чувство, а не элемент какого-то давления.
А сейчас перед некоторыми игроками в России чуть ли не на коленях стоят. А он: "Я не знаю, поеду ли в сборную, проблемы есть, жена накричала, травмирован...» Это я к примеру. Но у нас что ли травм не было? У американцев - мультимиллиардеров, которые по идее на все наплевать могут, такого не встретишь. Это же большая честь - сборная!
В нынешней женской сборной как? Дайте мне время, чтобы ответить на этот вопрос. Мне нужно пообщаться с каждой отдельно. И важно, не как она вела себя с тем тренером, а как это будет сейчас. А раскрыть это очень просто. Поговорить. Мне ведь предложили психолога. После трех минут разговора с человеком, который озвучил это предложение, он сам мне сказал: "Понял, психолог вам не нужен".
Про Карполя и Трефилова
- Это просто маленький спектакль, как они себя ведут с девчонками. Думаю, многие спортсменки пропускают эти обидные слова мимо ушей. Ничего страшного!
Но, знаете, я в работе с дамами не могу позволить себе острых словечек или криков… Другое дело, однажды, когда я с мужской командой работал, они мне напомнили, что я женский тренер. Я это проглотил и в перерыве, зайдя в раздевалку (а они сидят такие крутые-крутые!) им в лицо бросил: "Вы хуже баб! Говорю это вам как игрок бывший". Обижаются, что характерно…
А девушкам я объясняю: не хочу я их обсуждать. Я хочу обсуждать их действия в игре. Делай что хочешь, срывайся, но убери из лексикона слово "дура", даже если очень хочется произнести. Я говорю просто: "Вот этого делать не надо". Она: "А что мне делать?" Отвечаю: "Я не знаю, но вот это убери, туда не ходи". Тренер как скульптор – надо просто отсечь всё лишнее!
С кем работать интереснее? С девчонками. Трудно работать, но если они в тебя поверили, отдача потрясающая. Они могут совершить такое, чего ни один мужик повторить не сможет. Приведу пример. В маленьком зале ЦСКА начинаю утреннюю тренировку. Говорю: "Девчонки, побежали - разминка". В это время звонок по радиотелефону – ещё 90-е были. Вышел в коридор, оказывается, генерал один мне звонит и начинает рассказывать: пикник, шашлыки какие-то, коньяк хороший был... Ну я не могу разговор оборвать – генерал же. Минут 15 меня не было. Возвращаюсь в зал – они всё бегают. По кругу. Я удивлен: уже давно пора к растяжкам переходить! Говорю: "Девушки, а что вы бегаете?" Ответ: "Но вы же не сказали остановиться!" Я к ассистенту: "А ты чего стоишь, не мог остановить их?" Он: "Я пытался, мне ответили, что пусть главный придет и сам команду даст". С тех пор, если надо отлучаться, обговариваю: бег - три минуты, дальше то-то и то-то.
Все это говорит не о тупости игроков. А об исполнительности и отношении к тренеру. Работая в ЦСКА, ни разу в жизни не подглядывал из-за двери, не подслушивал, о чем они говорят, не проверял, куда вечером ходят. Кросс бегут в лесу, я остаюсь. И мне все равно, грибы они там собирают или ягоды едят. Все на их совести.
Про натурализованных игроков в сборной России
- Я не националист. Но нам не нужны "левые" победы. Давайте своих уважать, а? У нас что, своих девчонок нет? Я не проповедник или политработник. Но один-два года такая натурализованная поиграет – и что это даст? Иностранке, по хорошему, все равно. Первых номеров у нас нет? Что, у нас по стране мало ресурсов? А ответ простой: никто не хочет работать с ними. Надо годы тратить, 10-12 лет, он должен созреть, первый номер этот, все понять и перестроить мозги. Сколько со Спанулисом и Наварро занимались, пока они раскроются? Конечно, куда проще американцев покупать!
С лимитом на легионеров что делать? Это решать - клубам, но мне бы хотелось, чтобы они, открывая первую страничку регламента проведения чемпионата России, понимали, для чего этот чемпионат проводится. Одна из первейших задач - подготовка сборной команды. А у нас этот процесс зашел слишком далеко. До тупика. Все кричат: "Убрать лимит!" Клуб УГМК, например, содержит больше всего иностранцев, потому что это частный проект. Но остальные-то финансируются за счет бюджета!
Да, УГМК выступает в Евролиге. Но позвольте: в евротурнире тоже есть разделение на Америку и Евросоюз. То есть 2 американки и остальные - европейки. Играйте по европейским правилам, ради Бога... У нас же лимит надо сокращать, но только постепенно. Подчеркиваю, не рубить сгоряча, а постепенно. На первый сезон – сократить до 4 иностранок на площадке и 4-х же в заявке. Через год - 3 на площадке, 4 - в заявке.
Как повысить популярность женского баскетбола? Если честно, готового ответа у меня нет. Нет, можно создать продукт, но для этого нужно уравнять все команды. Это условия проведения матчей, хорошие залы, потолок зарплат. А пока развалены были в 90-е детские школы, тренерских кадров нет. А все потому что ваш лимит закрывает двери перед учениками школы олимпийского резерва…
Про источник оптимизма
- У меня есть оптимизм, связанный с Российской федерацией баскетбола. Да, опять появились толпы критиков, которые начинают говорить о проблемах с Федерацией, суды какие-то идут. Но я-то вижу, сколько сейчас РФБ предприняла по сравнению с тем временем, когда был другой президент. Сколько делает новый президент Юлия Аникеева и её помощники по отношению к баскетболу. А все просто: они повернулись к игре лицом. Мы ведь опустились до неё ниже плинтуса, но почему-то как только предпринимаются шаги по исправлению ситуации, с тем, чтобы этот тяжеленный воз сдвинуть с места, сразу появляются люди, которые над нами хихикают. Пришел в РФБ Лёша Саврасенко, так сразу умники: "Да он ничего не сделает, он же бывший игрок..." Пришел Дима Домани - и опять: "Ну кто это?" Или: "А Мышкин уже сколько лет не тренирует..." Но работают ведь люди, которые в баскетболе что-то понимают - это ли уже не шаг вперед? Разве это не доверие? Не хочешь - не берись, но и не стой на противоположной трибуне и не ори, что никто ничего не делает! И при нас еще кичатся: "Мы третье место в Лондоне заработали!" Вот молодцы! А ничего, что рядом целая когорта олимпийских чемпионов? "Бронзу" взяли, видите ли... Что дальше-то будет, кто-то задумывался? Я скажу так. Не надо делиться на партии! Если и мы состоим в какой-нибудь партии, то только в одной – баскетбольной. Нужно решить: вместе мы дело будем делать или продолжать предвыборные кампании, а баскетбол пусть подождет?
Я слышу: сейчас вот, решим вопрос с Федерацией... Да вы уже два года решаете! Кто Вайнаускаса назначал? А кто Соколовского полгода с должности снять не мог? Потом полгода не могли нового назначить! Мы не спасители баскетбола. Мы просто как работали, так и продолжаем. А если мы будем стоять на месте и ждать то одного, то другого, произойдет катастрофа.
А я… Знаете, у меня есть опыт. Причем во многом отрицательный - самый, считаю, ценный опыт. Мне когда-то ещё Папа Гомельский говорил: "Князь, пока тебя три раза не снимут с должности, ты не состоишься как тренер". Я ему ещё сказал: "Так помогите сейчас, подскажите, что делать, чтобы не снимали!" А он в ответ: "Нет, тут такое дело, подсказать нельзя - потом ты сам все поймешь".