Сразу сообщу: лучший из «катюшинцев», норвежец по имени Алекс и с типичной для викингов фамилией Кристофф, стал пятым. И генменеджер нашей дружины, 3-кратный олимпийский чемпион и обаятельный человек Вячеслав Екимов оценил этот результат на твёрдую «четвёрку». Впрочем, обо всём по порядку…
ХХХ
Многие велоболельщики, слышал, до сих спорят: какую же гонку на самом деле вернее называть «Северный Ад»?
С одной стороны – «Париж–Рубэ», что здравствует с 1896 года, так прозвали давным-давно, ещё практически со времён Первой мировой войны. И не только потому что мчались гонщики по местам недавних сражений, усеянным воронками, но и из-за брусчатки, которой трасса просто нашпигована: попробуйте на полной скорости покататься по булыжникам на Красной площади, если вам, конечно, разрешат.
С другой стороны – «Тур Фландрии», на котором брусчатки хоть и чуть поменьше, знаменит своими бесконечными холмами: спуск-подъём, спуск-подъём…
И тут, и там, впрочем, главная задача формулируется предельно просто: выжить. А уж потом только – бороться за победу!
ХХХ
До Брюгге, в котором так хорошо залечь на дно (помните такой фильм с Файнсом?), мы добирались с Евгением Халиловым, бывшим гонщиком, а ныне крутейшим специалистом по биомеханике, входящим в штаб «Катюши».
Добирались – и обсуждали предстоящий «Тур Фландрии». Гонку, которую впервые провели в 1913 году и которая с тех пор не делала пауз, кроме как на Первую мировую войну.
Кому интересно – во время Второй мировой «Фландрия» проводилась исправно, что дало затем повод обвинить организатора в коллаборационизме (потом всё же разобрались, что напрасно: этот человек, Карел ван Вейнендале, даже прятал у себя английских лётчиков).
С самого рождения «Тур Фландрии» заслужил славу невероятного испытания: брусчатка плюс холмы, которых с каждым годом становилось всё больше. Некоторые даже – рукотворные: один из фермеров так завидовал соседу, у порога дома которого расположилась почти неприступная гора Коппенберг, что он своими руками создал прямо у собственного крыльца возвышение, назвав его Патерберг.
Гонка вот уже как 30 лет туда заруливает – зарулил и я в машине сопровождения «Катюши»…
ХХХ
Зрители – отдельная песня: только на старте и финише «Фландрии» их собралось около 200 тысяч человек. А всего по трассе, по словам Екимова, наблюдало за легендарной гонкой почти полтора миллиона!

Какой уж тут футбол по сравнению с этим – прости, Господи…
Не обходится, правда, и без несчастных случаев. Вот и на сей раз велогонщик Garmin Йохан Вансуммерен на полном ходу сбил 65-летнюю женщину.
Какого дьявола бабулю потащило на трассу – поди теперь разбери, но сейчас она, как и Вансуммерен, в больнице…
Столкнулся с болельщиком и украинец Ярослав Попович – правда, не так сильно, “гонец” из Trek Factory продолжил сражаться. А уж сколько было столкновений гонщиков между собой – и не счесть!
Россиянин Владимир Исайчев из «Катюши» тоже упал, никто даже не понял, из-за чего – тоже пришлось везти в больницу (диагноз на момент написания этих строк я не знал).
ХХХ
А ведь чем «Тур Фландрии» ещё коварен – дорога тут больно узкая. На иных участках один автомобиль еле-еле проезжает: отстанешь – потом и не нагонишь.
Увы – «катюшинец» Вячеслав Кузнецов, с которым мы познакомились в прошлом году на сборах в Австрии и с которым потом так замечательно общались на «Париж–Рубэ», вынужден был сойти, как и многие другие.
Колесо стало сдуваться – судя по всему, прокол. А пока «техпомощь» в этой толкучке добралась – уже и догонять смысла никакого не было.
Зато перед французским «монументом» (и «Фландрия», и «Париж–Рубэ» входят в число 5 «монументальных гонок») Кузнецов потратил меньше сил: и то плюс, правда?
Помню, как год назад Вячеслав Екимов, сам в совсем недавнем прошлом гонщик топ-уровня и единственный человек из России, поднимавшийся на пьедестал в Рубэ, наставлял Славу-младшего на бой. И как Кузнецов потом был разочарован, что всё же не избежал ошибок: опыт – дело наживное, как известно.
И как обещал через год исправиться – вот она, возможность-то, близко уже, «Париж–Рубэ» в эти выходные…

ХХХ
- Погода хорошая, солнышко, – улыбался ваш спецкор воскресным утром у командного автобуса «Катюши». – А то обычно, судя по фотографиям, которые довелось увидеть, в это время во Фландрии страшный дождь!
- Подожди ещё, ливанёт… – отвечали мне знающие люди.
И вправду – ливануло. Да так, что падений на трассе стало в разы больше – зрителям интереснее, гонщикам тяжелее.
Впрочем, всё это не помешало на последних подъёмах сформироваться отрыву из четырёх асов дороги.
Трое из них оказались бельгийцами: Ванмарке, Ванденберг и Ван Авермат. А один – тем самым культовым швейцарцем Канчелларой по прозвищу «Спартак» из Trek Factory, что выигрывал «Фландрию» до того уже дважды (в том числе – и в прошлом году).
Канчеллара накатил на финиш куда успешнее, чем это пытаются сейчас делать его футбольные тёзки из Москвы: ни у одного из бельгийцев не было ни шанса.
Есть хет-трик на «Туре Фландрии»! Один-то раз его выиграть – уже гиперпочётно, а тут «Спартак» швейцарский просто в историю вошёл…
А нашему «катюшинскому» норвежцу Кристоффу, известному спринтерских дел мастеру, совсем чуть-чуть не хватило, чтобы догнать тот отрыв.
Впрочем, и пятое место на такой мегагонке, как «Тур Фландрии», дорогого стоит. Не только потому что Алекс поднялся таким образом на третью позицию в рейтинге Международного союза велосипедистов (UCI): выше него сейчас только испанец Альберто Контадор и, конечно, всё тот же Канчеллара-«Спартак»…
Но и потому что «Фландрия» по праву спорит с «Париж–Рубэ» за право называться «Северным адом». И что из них страшнее – могут ответить, наверное, только сами «гонцы».
А они не отвечают – только загадочно улыбаются: мол, попробуй сам шесть часов на такой сокрости да по такой брусчаточке да по горкам туда-сюда…
ЧТО НАДО ЗНАТЬ О «ТУРЕ ФЛАНДРИИ»
-Входит в число 5 “монументальных” однодневок: наряду с “Милан–Сан-Ремо”, “Льеж – Бастонь – Льеж”, “Джиро ди Ломбардия” и “Париж–Рубэ”;
-Карел ван Вейнендале придумал эту гонку, чтобы популяризировать собственный журнал;
-Великий Бернар Ино – про “Фландрию”: “Это не гонка, это война! Что же мы натворили на Земле, чтобы отправить нас в ад?”