Недавние события лучше сохраняются в памяти, и в этом свете эстафетные успехи обеих сборных России под занавес XXII зимних Олимпийских игр во многом спасли авторитет национальной сборной в популярнейшем виде спорта. Первые старты в Сочи у телезрителей вызывали тревогу — российские биатлонисты были близки к пьедесталу почета и даже взяли две медали, но «золота» среди них не было. Зато были эпизоды, от которых хотелось кусать локти. То Шипулин одним промахом лишил себя золотой медали, то падения Зайцевой, после которых ее реанимировали всем медицинским штабом, то Екатерина Шумилова со сломанным прикладом винтовки из-за падения. Таких ошибок соперники не прощают. Тем более что соперников с каждым олимпийским циклом у российских биатлонистов все больше и больше. И давно нужно понять: ежегодно растущая конкуренция в спорте, словно придуманном «ради телевидения», уже не вернет нашей национальной команде статус гегемона, как это было в XX веке, когда с советскими стреляющими лыжниками конкурировала разве что ГДР. Где раньше были в биатлоне, к примеру, Чехия, Швейцария Словения или Словакия, забравшие приличную часть медалей Сочи?
В 11 дисциплинах сборная хозяев добыла 4 награды, включая 1 золотую, 2 серебряные и 1 бронзовую. Много или мало? Вопрос сложный. В провальном Ванкувере 2010 года на фоне общего выступления делегации России биатлон смотрелся привлекательно: те же 4 медали, но при этом 2 золотые (Евгений Устюгов и женская эстафетная четверка). Всего же у России медалей высшей пробы было 3. Конечно, СБР рассчитывал на 2 высшие награды и в Сочи, что было смело на фоне прошлогоднего чемпионата мира в Нове-Место (2 попадания в призы и ни одной победы). Результаты на текущем Кубке мира тоже ведь не впечатляли, и было очевидно, что сборную выводят именно на Сочи. Вероятно, не весь план сработал, но спорт — не точная наука.
22 февраля Эмиль-Хегле Свенсен промахами лишил норвежскую эстафетную команду триумфа, и российские биатлонисты победили в этой гонке впервые с 1988 года! Подарок судьбы? Но разве россияне никогда не упускали победу на последних рубежах? Непредсказуемость это главный секрет популярности биатлона. Видимо, наши эстафетчики отчаянно и из последних сил работали, поэтому и были лучшими.
Сегодня мужская сборная России сильнейшая за последние десятилетия в нашей стране. Взглянем на итоги Кубка мира-2013/14 по сумме 9 этапов — это более объективный, нежели краткосрочная Олимпиада, критерий оценки: перед заключительным масс-стартом в общем зачете у мужчин у нас в первой десятке «тотала» было двое, в двадцатке — четверо, в тридцатке — шестеро парней. И это при том, что в олимпийский сезон российские спортсмены работали исключительно на Олимпиаду, а не на общий зачет.
У женщин ситуация сложнее — в десятке общего зачета одна спортсменка, в двадцатке — три, в тридцатке — четыре. Три года назад, когда в женской команде началась смена поколений и результаты сборной стали ухудшаться, биатлонное руководство решилось на смелый шаг и пригласило в команду иностранного тренера. К немцу Вольфгангу Пихлеру очень много вопросов у болельщиков и специалистов, но профи в разговорах признают, что не в иностранном тренере беда, а в той самой смене поколений, которую хотя бы в мужской сборной удалось пройти безболезненно.
Середина нулевых в биатлоне до сих пор вспоминается как самое неспокойное время: и публичные выяснения отношений между спортсменами и руководителями из-за дележа спонсорских денег, и допинговые скандалы, и недоверие Международного союза биатлонистов к России.
Сегодня ситуация кардинально изменилась. Международный союз биатлонистов третий год подряд вручает руководству СБР международную награду «за развитие» а многолетний глава ИБУ Андерс Бессеберг, заявивший о желании покинуть пост президента, назвал своим очевидным преемником исполнительного директора СБР Сергея Кущенко. Да, не все в биатлонном мире его поддерживают, но даже недоброжелатели должны признать: высшие посты в мировых спортивных федерациях дают стране дополнительную защиту и уважение.
— Наши результаты на Играх-2014 считаю все-таки хорошими, — сказал в разговоре с «МК» двукратный олимпийский чемпион Сергей Чепиков. — Мужская сборная вообще выступила достойно, команда конкурентоспособная. О женщинах мы не можем пока так говорить: затянулась смена поколений. Ожидаем большего. Многие критикуют Вольфганга Пихлера, но я бы не сказал, что он «провокационно» работал. Я вижу, что человек отдавался тренировочному процессу полностью. И контроль, и дисциплина, все было на уровне. С этого года СБР предложил вернуться к общим выборам тренеров в штаб сборной — чтобы тренерский совет оценивал кандидатов на должности и заслушивал их программы. Считаю правильным это решение. Если нет доверия приглашенным иностранным специалистам, давайте вместе выбирать.
— А если брать итоги за все 5 с лишним лет, куда вошли две Олимпиады?
— Считаю, что работа была проведена на высоком уровне. Не было проблем с финансированием и подготовкой у главной команды, уже не происходило недоразумений с визами или паспортами, людей обеспечивали билетами, проживанием. Но ведь кроме того налажена работа с регионами, детско-юношеские школы оснащают оружием и другим спортинвентарем. Раньше о ДЮСШ вспоминали по остаточному принципу, а сейчас действительно помогают.
...Ольга Вилухина недавно рассказала, как ей раньше приходилось брать из дома на сборы и соревнования любую еду, которая была в доме. Этого она жутко стеснялась. Антон Шипулин вспомнил, как в те же годы тренеры, если в секцию хоть что-то поступало, разыгрывали между ребятами — лыжи, ботинки, шапочки. А теперь такое представить сложно — детские спортшколы уже не нищенствуют, молодые спортсмены могут сосредоточиться исключительно на спорте.
И результаты работы с детским спортом уже видны — на февральском юниорском чемпионате мира по биатлону россияне забрали 13 наград, включая 4 «золота»! Это событие из-за Олимпиады незаслуженно обошли вниманием. А зря! Ведь многие из этих ребят и девушек созреют к Олимпиаде 2018 года в Корее...