Пища бобов

«МК» продолжает подводить итоги XXII зимних Олимпийских игр в Сочи

Результаты Белой олимпиады в Сочи будут обсуждаться еще очень долго, и «МК» не стоит в стороне от подведения итогов и анализа произошедшего. Чтобы никого не обижать, мы рассматриваем виды спорта по алфавиту. После биатлона пришла очередь бобслея и скелетона, поскольку как международная, так и российская федерация по этим видам спорта курирует оба. Так уж исторически сложилось.

«МК» продолжает подводить итоги XXII зимних Олимпийских игр в Сочи
<a href="http://ria.ru">фото: РИА Новости</a>

Надо отдать должное: Федерация бобслея и скелетона России заслуживает твердой «пятерки», не просто выполнив, но даже перевыполнив медальный план (так в наши дни стараются не говорить, но система требует заранее оценить возможности сборной страны на Играх — так почти у всех). Судите сами: два «золота» в бобслее, которые принесли четыре спортсмена (двое из них, Александр Зубков и Алексей Воевода, стали двукратными чемпионами, Алексей Негодайло и Дмитрий Труненков — один раз). Одно в скелетоне в исполнении Александра Третьякова плюс «бронза» в исполнении Елены Никитиной. Уровень? Безусловно! Тем более в истории новой России эти достижения установлены были впервые.

В чем главные особенности бобслея, или, как удачно прозвал его телекомментатор Дмитрий Губерниев, зимней «Формулы-1»? Во-первых, это высокотехнологичная дисциплина, где применяются аэрокосмические технологии, но движущие силы две — человек (на разгоне) и притяжение Земли, то есть поступательное движение вниз под действием гравитации. Во-вторых, это, пожалуй, единственный зимний вид спорта, куда атлеты приходят уже не детьми, а состоявшимися спортсменами из других видов. Как правило, разгоняющие — это представители легкоатлетических дисциплин, хотя в случае с Алексеем Воеводой, как всем известно, мы должны быть благодарны армрестлингу. Отдел спорта «МК» уже после Игр задал резонный вопрос выдающемуся разгоняющему: «А мог бы культовый Усэйн Болт помочь многострадальной команде Ямайки в бобслее?» Мы получили неожиданный ответ: «Не факт. Спринт — это когда спортсмен разгоняется и далее сохраняет заданный ритм. У нас разгон идет по наклонной, покрытие и конфигурация, прямо скажем, не полезны для здоровья...» Рулевые же в общей массе приходят из санного спорта.

Сам факт объединения рулевого Зубкова и Воеводы, которые долгое время попросту между собой не разговаривали, помог принести хозяевам трассы два максимальных результата. Недомолвка была, как это часто бывает, спровоцирована прессой — и надо быть Пьером Людерсом, чтобы исправить фактически безнадежную ситуацию. Все помнят, как развивался сезон с самого начала? Российские бобы отказывались ехать. Первый этап в двойках в Калгари принес Зубкову и Труненкову лишь 4-й результат, в четверках наши поделили второе место. В американском «Парк-Сити» все забрали себе хозяева, Зубков/Труненков и Касьянов/Воевода стали, соответственно, 9-ми и 10-ми. С такой перспективой ехать на Олимпийские игры на домашнюю трассу в Красной Поляне было довольно тревожно.

Бобслеисты говорят, что Людерс после ухода из большого спорта нашел себя не только в качестве тренера, но и как первоклассный оратор. Цицерону от бобслея удалось соединить устоявшийся тандем, и большое чудо в том, что потерянное на совместную подготовку время в итоге не сказалось на результате. Причем вопреки первоначальным прогнозам двойку наш первый экипаж выиграл даже увереннее, чем четверку, где после первого дня временное преимущество над Латвией было не очень большим. Но в последний день Олимпиады, 23 февраля, была битва с Норвегией за первое общекомандное, на бобслейные заезды явились весь отечественный бомонд и представители высшей государственной власти. Нашему квартету все-таки удалось избавиться от излишнего давления, которое в таких случаях способно испортить все... И это было красиво! Отличный разгон, почти безукоризненная траектория движения — и добыта первая в олимпийской истории страны победа в категории длинных бобов. Этот выстрел дуплетом, конечно, стоит занести в актив ФБСР под руководством Георгия Беджамова и всей его команды, никогда не забывавшей о главном принципе в любом деле — «не навреди!».

«Мы жертвовали крупными соревнованиями, чтобы накатать здесь сотни километров», — это уже Зубков о трассе «Санки», которая теперь станет базовой для подготовки в трех видах спорта сразу. И все верно: никто и ничто не может помешать хозяевам Олимпийских игр использовать, условно говоря, «фактор своего поля». Эту трассу удалось выучить назубок, получить способность ездить едва ли не с закрытыми глазами. Знать все нюансы, как могут повести себя коньки и снаряд в целом. А при том, что сам по себе желоб в «Ржаной Поляне» не отличается повышенной сложностью, драгоценные сотые доли секунды решают практически все. Воевода, в частности, объясняет переворот третьего канадского экипажа риском, на который осознанно пошел рулевой команды. В этом сегменте можно было получить небольшое преимущество, но обернулось все совершенно иначе. Экипаж приехал на финиш вверх ногами.

Вывод напрашивается простой: трасса была готова заранее, за 2 года до Игр, что обеспечило российским спортсменам небольшое, но все-таки превосходство! То же самое можно сказать об Александре Третьякове, который впервые для нас принес олимпийское «золото» в дисциплине «скелетон» — санях, на которых человек преодолевает все те же 17 поворотов вниз головой и лежа на животе. Олимпийские игры показали, что на высшую награду могли рассчитывать только два человека, ведущих борьбу в течение всего сезона за Кубок мира. Это Третьяков и латыш Мартыньш Дукурс, интервью с которым также было опубликовано в «МК». Здесь, разумеется, также сработал фактор домашней трассы и возможностей для подготовки. Но, на мой взгляд, психологически еще очень важным стал чемпионат мира 2013 года, в ходе которого Третьяков сломил конкурента, а произошло это на единственной из оставшихся трасс с естественным льдом — в Санкт-Морице.

Что наиболее ценно в так называемом сочинском наследии? Ну, во-первых, виды спорта получили большую рекламу и популярность в России. Известно, что многие родители задают вопросы: как привести ребенка в бобслей или скелетон? куда нужно стучаться? Во-вторых, у сборной России отныне есть свой дом, и не придется ютиться в соседней Латвии на желобе в Сигулде. Не стоит забывать и о треке в подмосковном Парамонове, который будет видоизменен именно для нужд бобслея.

В 1988 году СССР уже показал, что способен побеждать на ледовых трассах. После той победы прошло 26 долгих лет. Главное сейчас — продолжить доминировать в этих престижных дисциплинах, готовить молодежь и достойную смену для Зубкова и его коллег. Хотя отрадно, что никто из них не намекнул на скорый уход из спорта высших достижений.

Сюжет:

Игры в Сочи

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру