…Ирину Старых с начала сезона называли Джокером. И очень радовались ее появлению: эстафете не хватало бойца, да и в личных гонках она показала, что может бороться и за пьедестал. И наконец появился кто-то, оттянувший на себя внимание от Ольги Зайцевой, многолетнего лидера сборной, которому на этапах подготовки к Играм, может, и стоило уйти немного в тень. Результаты были, хоть и не очень стабильные — шестое место в общем зачете Кубка мира, две личные медали этапов в Анси и Хохфильцене, «золото» эстафеты в Рупольдинге. Да и девчонка такая симпатичная.
Джокер сработал не в то время и не там, но, мягко говоря, громко в сочетании с осточертевшим за последние годы словом «эритропоэтин». Про этот препарат все уже давно всё выучили — применяется только через инъекции, потому что в кишечнике не выживает, повышает эритроциты, увеличивает кислородное насыщение, в циклических видах популярен, альтернативы до сих пор нет, быстро выводится из организма.
«Я попала в сложную ситуацию и считаю необходимым проинформировать о своем решении покинуть расположение команды на неопределенный срок, — это письмо Старых в Союз биатлонистов России. — Я получила уведомление от IBU, в котором говорится, что одна из моих проб дала положительный результат. Эта новость стала для меня большой неожиданностью. Поверьте, я искренне сожалею о том, что эта история связана с моим именем.
Я сразу решила идти на вскрытие пробы В, так как считаю все произошедшее со мной недоразумением. Однако до окончания разбирательств считаю для себя неприемлемым быть в команде. Я прекрасно понимаю, что в глазах общественности буду бросать тень на сборную до тех пор, пока не будет результатов по вскрытию пробы В. Не имею ни права, ни желания подставлять девчонок и всю команду. Прошу исключить меня из состава сборной до окончания разбирательств и проинформировать от моего имени все необходимые организации».
«До окончания разбирательств считаю для себя неприемлемым быть в команде» — иллюзорная возможность изменения ситуации нам оставлена. С пробами В бывает всякое разное. Как известно, если ее результаты оказываются иными по сравнению с первыми (то есть в нашем случае отрицательными) или находятся какие-то нарушения — в заборе, хранении пробы, то спортсмена признают невиновным.
…В биатлоне мы ждали чего угодно, только не допинга. Как истину все последние годы бубнили: наши уже крепко научены последним скандалом с Ахатовой, Юрьевой, Ярошенко. Эти трое отвечали (и ответили отработанной дисквалификацией) за всех.
Да и какой может быть допинг в год домашних Игр? Башню сносит, конечно, у кого-то от жажды успеха, но ведь башни можно и лишиться — вопрос не просто уже государственный, а под контролем наивысочайшим.
Мы даже позволяли себе язвить: ну вот, самые чистые, потому и не бежим быстро.
Но ни на чужих, ни на своих ошибках мы учиться не умеем. Не умеем и быстро реагировать на сбивающую с ног новость.
День обнародования допинговой информации основательно подгрыз нервную систему. Журналисты всегда знают чуть больше, чем говорят. Для нас такие дни — мучительны. Потому что провинившихся знаешь не по телекартинке. Ты с ними разговаривал, смеялся, выспрашивал про маму-папу, планы, надежды. Они были перед тобой настоящие.
Настоящей Ирине Старых очень хочется дать возможность для оправдания. Екатерина Юрьева до сих пор пока ходит в негласных подозреваемых. Расположения сборной не покидала, в заявленных списках и не числилась, писем не писала. Возможность для оправдания в ее случае (если подтвердится информация) равна нулю.
Сегодня всевозможные комментарии на всевозможных ресурсах — неотъемлемая часть нашей жизни, глаза на них не закрыть при всем желании. И если кто-то из журналистов официальных изданий пойдет на соблюдение этики, то блогеры ни в чем себе не откажут. Что правильнее для руководителей, если уж шокирующая информация не остановлена на подходах к потребителю: соблюдать этику и не оглашать фамилии до официального их озвучивания или признать — виноваты, будем разбираться?
Вообще смятение последние события в биатлоне вызвали немалое. И абсолютно во всех умах. Конечно, когда признанный авторитет говорит о возможно неправильно данных витаминах — даже как-то неловко. Да и вариант «сама виновата» — уже постыден, не та ситуация. Но ловко тут ничего, кроме правды, и не скажешь. А правду — с кого спросить?
В конце концов, может, кто-то в биатлоне должен стать Еленой Вяльбе, которая встала когда-то с микрофоном в руках перед трибунами и королем Норвегии и попросила прощения за провинившегося члена сборной. Да, именно так — простите нас, люди добрые!
Сейчас в обсуждениях везде гуляет: появился, мол, в этом году в расположении биатлонной сборной тот же доктор, что и раньше (уволенный за прежние достижения). Ничего не изменилось, потому и на две группы сборная была разбита, одна — под принципиальным Пихлером, другая — под кем угодно, но при докторе.
Хорошо, оказывается, быть Пихлером!
* * *
Вот и закончилось негласное соревнование групп: на Олимпийских играх в Сочи при старшем тренере женской сборной Владимире Королькевиче отстаивать честь страны будут пихлеровские спортсменки и Ольга Вилухина.
Ольга ЗАЙЦЕВА — двукратная олимпийская чемпионка, трехкратная чемпионка мира: 27-е место в общем зачете Кубка мира, 35 лет.
Ольга ВИЛУХИНА — призер чемпионата мира: 12-е место в общем зачете. Дебют на Играх, 25 лет. Два пятых места на этапах Кубка мира, «золото» в эстафете (которое, кстати, будет отобрано у россиянок, если проба В Ирины Старых подтвердит результаты пробы А).
Екатерина ШУМИЛОВА — призер чемпионата Европы: 30-е место в общем зачете. Дебют на Играх, 27 лет.
Яна РОМАНОВА — призер чемпионата Европы: 28-е место в общем зачете. Три награды этапов Кубка мира, 30 лет. Выступала на Олимпийских играх в Ванкувере — индивидуальная гонка, 56-я.
Екатерина ГЛАЗЫРИНА — призер чемпионата Европы, шесть наград этапов Кубка мира: 68-е место в общем зачете. Дебют на Играх, 26 лет.
В запасе, напомним, Галина Нечкасова, которая на днях заняла четвертое место в индивидуальной гонке на чемпионате Европы по биатлону в Нове-Месте. Она показала лучший ход в гонке, но допустила пять промахов на четырех рубежах. Будет стартовать и в следующих гонках чемпионата Европы, которые состоятся первого и второго февраля, в сборную пока не отозвана.
Будем болеть. Как и всегда. И надеяться. Минус один, как показывает история, еще не самый ужасный вариант.