Шведский Эстерсунд сегодня для России — реальное начало Сочи-2014. Позади прошлый год с его взлетами и падениями, летняя подготовка, заочное соперничество, местами переходящее в очное, разных групп с разными тренерами. Теперь — всё. Эстерсунд, еще не встретив официальный первый этап Кубка мира олимпийского сезона, провел контроль «вооруженных сил» олимпийской сборной. Как говорят специалисты, получаем реальную картину летней подготовки и конвертацию ее выхода на снег.
Минус семь. Флажки на стрельбище зачем-то настроены на пляску. Девчонки после «индивидуалки» растирают друг другу замерзшие руки. Мужчины вышли подтверждать или заявлять права на олимпийские надежды. Состав сборной на ближайшие Кубки мира будет оглашен в ближайший час.
Первый этап Кубка мира: Зайцева, Глазырина, Шумилова, Старых, Юрлова, Юрьева, Романова, Вилухина. (Зайцева, Глазырина, Шумилова тренировались с Пихлером, Вилухина, Старых, Юрьева — с Королькевичем, Юрлова — индивидуально, с мужской группой.) Вилухина будет участвовать и в гонках на Кубке IBU, и на Кубке мира. Пробежит спринт 24 ноября в Идре, затем приедет в Эстерсунд. Тренировалась из-за болезни по индивидуальному графику, поэтому выступление в Эстерсунде — и Вилухиной, и Романовой — напрямую зависит от субботнего старта. Мужчины: Устюгов, Малышко, Шипулин, Гараничев, Логинов, Черезов, Волков, Цветков.
Что дальше — вопрос к судьбе. Ротация по завершении двух этапов Кубка мира и Кубка IBU еще возможна.
— Раньше нас часто обвиняли, что кого-то проталкивали в сборную из каких-то своих соображений, — говорит исполнительный директор СБР Сергей Кущенко. — Зачем? Нам надо выиграть. Больше ничего. А кто выиграет — Сидоров, Петров или Иванов, — какая разница! Нам нужно выстрелить в конкретный момент. Кто будет иметь лучшую функциональную подготовку, стрельбу, тактико-техническую подготовку, психологическую — тот и поедет в Сочи. Чтобы все это определить, как раз и нужны этапы Кубка мира.
Что отличает сезон, так это индивидуализация планов подготовки биатлонистов. Соперники давно работают парами, тройками, четверками — то есть малыми группами. Создав малые группы, мы создали и более жесткую конкуренцию. Внимательно смотрели на тренеров эти годы — пробовали всех наших, брали иностранцев. Надо было понять, в чем самая большая проблема, где мы проигрываем. Каждый экспертный совет в конце каждого сезона находил оправдание: тут мы промазали, тут не угадали. Хотелось кричать: господа, предложите наконец специалиста, который знает или хотя бы угадает! Сегодня все самые лучшие спортсмены, лучшие специалисты по всем отраслям биатлонным собраны, остается только надеяться, что в этот раз нам не скажут весной: мы промазали, потому что тут с высотой ошиблись, а тут еще с чем-нибудь.
Кстати, мы же не просто так специалистов призываем: дескать, давайте к нам! Например, тот же Валерий Польховский — скорее всего, его модель горной подготовки будет использована в Сочи. Если в двух словах — перед стартами надо определенное число дней провести на высоте, чтобы, спустившись в нужное время, оказаться в наиболее оптимальной форме на своей гонке. Только большой специалист может поймать эту технологию для каждого, опять же индивидуально. Биатлон — такой спорт: 120 составляющих нужно соединить, чтобы иметь одного мальчика или одну девочку. А практика подсказывает, что достаточно даже одного спортсмена найти, чтобы выиграть всю Олимпиаду.
…В воскресенье первый этап откроет смешанная эстафета. Все только начинается. Самое любимое и часто произносимое сегодня слово в биатлонных кругах — джокер. Гадайте.