Сначала Ронни высказался о размере призовых на снукерных турнирах: «Барри Хирн говорит мне и игрокам, что сейчас очень большие призовые. Но когда мне было 18–19 лет (в декабре Ронни исполнится 37. — Прим. авт.), я мог на свои призовые, заработанные в течение сезона, купить шесть однокомнатных квартир на востоке Лондона. Сегодня это невозможно. Призовые увеличились, но инфляция не стоит на месте. Снукер остается на прежнем месте, говорить о финансовом развитии не приходится. Улучшения есть, но я понимаю, что деньги обесцениваются, и мы уже не можем себе позволить на призовые то, что могли раньше».
Но это так, для затравки. Настоящая бомба рванула чуть позже. Случилось это после того, как в Бристоле трибунал признал вину Стивена Ли в участии в договорных играх. Из 8 матчей, что попали под подозрение, 7 признаны играми с фиксированным результатом. Напомним, что Ли отстранен от игры с октября 2012 года.
Схема действий была следующей. Спонсор Стивена, его менеджер и отдельные знакомые делали ставки против Ли, которые Стивен оправдывал. За что, по мнению следствия, на счет жены Ли «удачливые» игроки на тотализаторе переводили половину выигрыша. Не обязательно речь должна идти о поражении в матче или точном счете. Например, на чемпионате Великобритании в 2008-м он выиграл у Стивена Хендри и Марка Кинга, но оба раза проиграл в первых фреймах, а именно на это и были сделаны ставки.
История Ли еще не закончена. Решение о санкциях в отношении Стивена будет принято 24 сентября. Хотя сомнений в том, что он будет пожизненно дисквалифицирован, по большому счету нет даже у самого обвиняемого, продолжающего настаивать на своей невиновности.
И вот тут со своим веским словом и выступил О'Салливан: «Я слышал, что многие игроки участвуют в матчах с заранее известным исходом, но не повезло только Стивену, который был на этом пойман».
По сути Ронни (напомним, что он действующий чемпион мира, да и просто самый известный снукерист на планете за все время существования английского бильярда) признал, что в снукере договорняки имеют место быть. Причем это отнюдь не выдающиеся случаи, а вполне обыденная практика. Сам О’Салливан сразу же добавил, что не удивится, если будет оштрафован за свои высказывания, но это не остановило его от слов, которые нанесли серьезный удар по репутации профессионально снукера.
Кстати, далеко не все разделяют точку зрения Ронни. Так, Марк Аллен в своем Твиттере заявил, что таким, как Ли, в снукере не место, и он надеется, что Стивена ждет пожизненная дисквалификация.
Естественно, не остался в стороне и председатель Международной ассоциации снукера Барри Хирн, заявивший, что коли О’Салливан выдвигает столь серьезные обвинения, то за этим следует назвать имена игроков и конкретные матчи. Ронни, как несложно догадаться, в ответ сказал, что данными о конкретных матчах он не располагает. А затем предложил Хирну просто выпить по чашечке чаю.
Зачем Ронни заговорил о договорняках? Человек он, как мы знаем, крайне импульсивный, но отнюдь не глупый. Он абсолютно точно понимал, что его слова будут растиражированы и нанесут существенный репутационный урон всему профессиональному снукеру. Просто это О’Салливан. Такой, какой есть. За это его и любит половина любителей снукера, а вторая — ненавидит.
Владимир СИНИЦЫН, комментатор и рефери по снукеру:
Почему Ронни заварил эту кашу? Да потому что глупый. Не первый раз это происходит с О’Салливаном, частенько позволяющим себе некорректные высказывания. Ему в Твиттере, кстати, сразу ответил Марк Уильямс, написавший, что Ронни хорош до тех пор, пока не откроет свой поганый рот. Это если перевести на литературный русский. На самом деле фраза была гораздо более жесткой.
О’Салливан и снукер — не тождественные понятия. Ронни просто захотел напомнить о себе, погнался за дешевой популярностью. Такие вещи нельзя говорить голословно. А он ляпнул абы что, бросил заявление, порочащее весь вид спорта, а подтвердить свои слова фактами не смог. Думаю, О’Салливан должен быть оштрафован.
Если же говорить об истории с Ли в целом, то сразу хочу отметить, что все параллели с делом Джона Хиггинса здесь неуместны. Джон ничего не сделал. Его наказали за ставку против себя самого, но на тот момент это не было запрещено. Лишь после этого появилось соответствующее правило.
Стивен Ли, думаю, будет дисквалифицирован минимум на 5 лет, что в его возрасте (в октябре Стивену исполнится 39. — Прим. авт.) равноценно пожизненной дисквалификации.