У храма Зевса
О зарождении Олимпийских игр рассказывают легенды и мифы древней Греции. Игры посвящались богам и проходили под их покровительством. Самая древняя легенда связывает основание Игр с временами царствования Крона, когда только что родился Зевс. Мать Зевса Рея, пряча сына от злого отца, передала новорождённого пятерым братьям Куретам (одновременно воины и символы плодородия). Позднее, стараясь отвлечь внимание Крона и показать преданность ему, Куреты пришли в Олимпию, где тогда поклонялись Крону. Геракл, старший из братьев (не путать с Гераклом-героем, сыном Зевса), победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы.
По другой легенде Игры основал сам Зевс. Победив своего отца Крона, он стал властелином мира и в честь этого устроил в Олимпии праздник, в программе которого были соревнования по бегу.
Согласно еще одной легенде, греческий герой Пелопс полюбил красавицу Гиподамию - дочь царя Эномая. Победив хитростью царя, убивавшего всех женихов своей дочери (царь вызывал их на гонки колесниц, где ему не было равных), Пелопс взял Гиподамию в жены, завладел всем царством Эномая и по этому поводу устроил в близлежащей Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.
Есть и еще одна легенда. Шестым из двенадцати подвигов великого героя Геракла стала чистка Авгиевых конюшен – грязного скотного двора Авгия, царя Элиды. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду реки Алфей. Однако Царь Авгий не дал герою обещанной награды. Тогда обиженный Геракл собрал большую армию и расправился с Авгием. В честь этой победы он принес жертвы олимпийским богам и основал Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года в Олимпии. Это были уже вторые игры, основанные Гераклом. Первыми были немейские Игры – в честь победы над Немейским львом.
Историки склоняются к тому, что основателем Олимпийских игр был Ифит – реальная историческая личность, царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находился религиозный центр Олимпия и два крупных города – Элис и Писа. Получив от Дельфийского Оракула совет «основать для укрепления мира Игры, угодные богам», Ифит договорился с царем Спарты Ликургом и другими соседями о независимости Элиды. Чтобы отблагодарить богов, Ифит устроил в 884 г. до н.э. в Олимпии большой праздник, который и решил повторять раз в четыре года ("Олимпиада" по-гречески означает период из четырех лет).
Что же представляла собой Олимпия и почему древние Игры проводились именно там? Это был крупнейший общественно-религиозный центр на юго-западе Древней Греции. Здесь постоянно жили жрецы, а множество народа съезжалось сюда со всей страны во время частых празднеств, посвященных богам. Олимпия расположена в долине реки Алфей, которая впадает в Ионическое море. На берегу реки была посажена священная роща – Альтис, в которой росли платаны, кипарисы, оливы. Олимпия была священным местом с семидесятью алтарями, на которых приносили жертвы богам, почитаемым в Древней Греции. В городе находились произведения греческого искусства всех племен и эпох, изображения богов и героев, важные государственные документы, в том числе медный диск с высеченным на нем текстом договора Ифита с Ликургом. В храмах были собраны ценные дары греческих государств и простых граждан. Археологи доказали, что, сначала в Олимпии поклонялись разным богам, но в ХII в. до н.э. установился культ Зевса – верховного божества в древнегреческой мифологии, главного из двенадцати богов-олимпийцев, живущих на горе Олимп. Почиталась и его жена, богиня Гера. Несмотря на сходство названий и близость религиозного значения, Гора Олимп находится довольно от Олимпии - в Фессалии. Это самая высокая гора Греции - 2917 м, у нее очень пологие склоны и большая плоская «вершина», где по легендам пировали древние боги. Скорее всего, богам решили не мешать, устроив религиозный центр подальше от места их отдыха. Периодом процветания Олимпии были Y-YI вв. до н.э.
Центральное место в олимпийском комплексе занимал храм Зевса Олимпийского, созданный архитектором Либоном. Внутри него возвышалась огромная, высотой более 13 м, статуя Зевса работы знаменитого скульптора Фидия – одно из семи Чудес Света. Олимпийский спортивный комплекс была построен в 450 г. до н.э. в священной роще Альтис у места слияния двух небольших речек. Стадион лежал в углублении и соединялся с рощей 32-метровым подземным ходом, через который участники состязаний после принесения жертвы богам выходили на стадион. Он представлял собой полуовал, вытянутый с запада на восток. Площадь арены составляла 6784 кв. м., размер 212 х 32 м. Его окружала невысокая насыпь, за которой располагались зрители. Для знатных гостей стояли скамьи. Беговая дорожка была довольно широкой, по ней одновременно могли бежать восемь атлетов. Еще одним спортивным сооружением был гимназиум – место для тренировок, где можно было заниматься бегом, метаниями, прыжками и борьбой. Рядом с ним жили участники состязаний.
В Греции установился обычай, по которому раз в четыре года в разгар междоусобных войн все откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов. Олимпийские игры стали событием, объединившим всю Грецию, в то время как до и после них страна являла собой множество разрозненных, враждующих между собой государств.
Итак, первые игры в Олимпии прошли в 884 г., это были соревнования в беге на один стадий. Они родились из религиозного ритуала – с давних времен на празднествах в честь бога Зевса состязались в беге с факелами, и победитель зажигал огонь на алтаре. Позже бежали уже без факелов. Бегуны финишировали у алтаря, а роль судьи выполнял жрец, который, подготовив жертву богам, вручал победителю забега факел для зажигания жертвенного огня. В Играх тогда участвовали только жители Элиды, а состязания в основном сводились к религиозной церемонии.
В 776 г. до н.э. Олимпийские игр стали общегреческими. Они были признаны официально - правителями всех городов-государств Древней Греции - и проводились регулярно раз в четыре года. Первым олимпийским чемпионом стал Кориоб – повар из города Элис. С игр 776 г. до н.э был открыт счет древних Игр. Они носили символический смысл, значение имела четкая периодичность, детали церемоний открытия и закрытия, атрибутика. Этот вопрос затрагивается даже в одной из самых читаемых (и скандальных!) книг начала XXI в. – «Код да Винчи» Дэна Брауна.
Продолжение следует