Не знаю, как устроена жизнь в Северной Корее, с которой любят многие мои коллеги время от времени проводить сравнения нашей действительности. Не могу и сравнивать с отечественными реалиями 37-го года. Просто не жил тогда. Могу лишь предположить, что в Казани мы увидели эдакий 37-й light, помноженный на абсурдность зачищенной олимпийской Москвы-80.
Войти в отель просто так невозможно: на входе дежурят бравые полицейские. Только после того, как каждая (!) вещь в моем чемодане была осмотрена, мне позволили войти внутрь. Спустился в магазин за водой — подвергаешься той же процедуре.
Количество ЧП таково, что даже представители власти закрыть на это глаза не могут:
— Все нештатные ситуации, которые могли произойти, у нас на этой Универсиаде произошли, — признается министр спорта Виталий Мутко. — То свет отключался, то ливень не прекращался два дня подряд, то жара бушевала…
Чем не подготовка к Сочи? Там город вообще привык к энергосбоям.
Сколько копий было сломано вокруг состава российской сборной! По телевидению и в печати псевдопатриотический восторг приводил к тому, что центральные телеканалы чуть ли не начинали и заканчивали все выпуски новостей сводками бесчисленных побед российских спортсменов. Отрыв от ближайших преследователей в общекомандном медальном зачете более чем в 200 наград, по «золоту» — в 6 раз. Что «федеральные», что «локальные» корреспонденты — все визжали от восторга в эфире, испытывая странную эйфорию. Она, ясное дело, была показная: этого от них недвусмысленно требовало начальство. Зато, закончив свой выход в эфир, свернув микрофоны и сложив штативы, большинство из них соревновалось в шутках по этому поводу. Если на Универсиаде Россия выставила против иностранных студентов олимпийскую сборную, то кто будет выступать на Олимпиаде? Уже вооруженный спецназ?
А кто шутит слишком громко или вывешивает свое истинное отношение в социальных сетях — получает потом серьезный нагоняй. Был этому свидетелем на Универсиаде не раз.
Зачем это делается — понятно. У России нет сколько-нибудь выдающихся достижений ни в одной сфере. Спутники падают, аварии и катастрофы происходят с завидным постоянством. А здесь кричишь «Россия, вперед!» — и кажется, будто сразу страна наэлектризовывается зарядом великодержавного оптимизма.
Но даже тут не все выходит гладко. То позор в Ванкувере, то невнятные результаты в Лондоне. Несмотря на гигантские вложения в футбол, ни на клубном уровне, ни на уровне сборной мы пока ничего серьезного из себя не представляем. Поэтому был найден один простой выход: скромный праздник студенческого спорта объявить чуть ли не мини-Олимпиадой, выдать студенческие билеты всем олимпийцам и обязать их выйти на площадку.
— Тут многие шутят, что вы нелегитимные студенты, — спрашиваю у одного из призеров, намекая на необходимость показать студенческий билет. Но у «студента» нет ни зачетки, ни билета, ни хотя бы конспектов.
— Да нет, я учусь… в этом… как его… в Лесотехническом… — смущаясь, произносит тот, кто, по замыслу организаторов, ковал славу студенческого в частности и отечественного в целом спорта.
Спрашиваю во время интервью у одного из высокопоставленных чиновников, представляющих крупный регион:
— Много ли у вас победителей?
— Ой, точно не спрашивайте. Наверняка много. Главное, что у всех есть «прикрытие» — студенческий билет.
Вы много слышали про Универсиады в прежние годы? А они ведь даже в два раза чаще, чем Олимпиады, проводятся. Нет, совсем не много. И это неудивительно: это не более чем второстепенное мероприятие. Оно вообще никогда не интересует болельщиков. Оно не интересует даже спортивные СМИ. Потому что соревнуются не профессиональные спортсмены, у которых еще где-то лежит студенческий билет и им проставляют автоматом экзамены и зачеты, а именно полноценные студенты, которые еще очень любят спорт и на уровне своих вузов показывают неплохие результаты. И только-то. Тут даже мало кто сможет отыскать перспективные имена. Это совсем иной уровень. Для студентов это очень часто главные спортивные соревнования в жизни. А что для наших «студентов»?
Спрашиваю:
— На церемонии открытия были?
— Нет, не участвовали. Мы были на соревнованиях.
— Ну значит, пойдете хотя бы на закрытие? Приятно ведь пройти круг почета с золотой медалью!
— Да нет, нам уже уезжать. Впереди подготовка к серьезным стартам.
Для них это не праздник. Они чужие на этом студенческом фестивале. Они прыгнули, бросили, пробежали — а теперь уехали готовиться к серьезным стартам.
В итоге что вышло? Разве мы увидели тут честный спортивный праздник? Это даже не поединок, где правила меняются по ходу. Это скорее просто бои без правил. Эти победы — для внутреннего пользования, для агитки. Вряд ли кто-то в мире после ста пятидесяти с лишним золотых наград теперь задрожит и поймет, что на Олимпиаде в Рио-2016 пальму первенства заранее надо отдать России.
Сюда приезжали в том числе и из-за страха — перед чиновниками, которые грозили снять с регионального довольствия в случае отказа участвовать. Сюда пригнали даже больших тренеров, чтобы они устраивали накачку оставшимся «без пригляду» подопечным. Достаточно посмотреть, кто постоянно крутился у теннисных кортов: Шамиль Тарпищев, Лариса Савченко. Не на каждом мировом турнире увидишь такой внушительный десант имен.
Юный спортсмен Сергей Лесков, честно отбиравшийся на Универсиаду в студенческую сборную по гребле, а потом отодвинутый «взрослыми» из первой сборной, очень точно подметил в своем блоге суть проблемы: «Универсиада затмила другую проблему, тоже связанную с вузами и студентами. Это единый государственный экзамен с его приписками и жульничеством. Но если разобраться, наша Универсиада — такой же обман, как ЕГЭ. Золотые медали в Казани получают не студенты, а профессиональные спортсмены, срочно призванные в студенческую команду из сборных России. Неужели им интересно класть на лопатки тех, кто заведомо слабее? Олимпийский принцип барона Пьера де Кубертена мы перевернули с ног на голову. Главное не участие, а победа».
И в самом деле, какой толк от такой победы? Что вынесут «победители», какой урок? Что вынесет общество, которое видит, как с младых ногтей человек приучается получать свою «дозу» — дозу лицемерия и лукавства? Потом эти лжестуденты защищают лжедиссертации и становятся лжедепутатами. В таком случае выборная система и Универсиада — тоже близнецы-братья?
Сергей ТЕРЕХОВ.