А полетел я в Скандинавию как раз потому что на легендарных гонках типа французской или итальянской – сумасшествие. Не до журналистов. Много нас там – и мы (ну если по большому счёту) на обочине.
То ли дело – тут, где я был единственным представителем российских СМИ. И мог спокойно общаться с гонщиками за завтраком, а с механиками – за обедом. И проехать весь этап в автомобиле не кого-нибудь там – самого Дмитрия Конышева, побеждавшего и на «Вуэльте», и на тех же «Джиро» с «Туром», а ныне – рулевого сборной страны.
И – посмотреть на велогонку изнутри. О чём давно мечтал.
Мечты сбываются – и не только у одной очень газовой корпорации. И даже иногда куда-то приводят…
ХХХ
Что я раньше знал о велоспорте? Да если честно, самые общедоступные вещи – несмотря на то, что побывал несколько раз на серьёзных гонках. И разок даже – на культовой Париж–Рубэ.
Знал, что в мире велосипедистов – около 1 миллиарда человек (куда там авто!). И что на Олимпийских играх на шоссе и треке разыгрывается – шутка ли! – 18 комплектов медалей. И что там, на секундочку, велогонки – среди самых посещаемых. Так во всяком случае было в Лондоне в 2012-м…
Знал, что пелётон – это группа гонщиков. Что сами они называют друг друга «гонцы». И делятся на спринтеров (финишёров), «горняков» (кто в горах хорош) и «раздельщиков» (а это те, кто в гонках с раздельных стартом чудеса показывает). И на «грегари», у которых собственных амбиций вроде как нет – только бы помочь лидерам команды!
Знал, что легендарнейший Лэнс Армстронг, выигравший сначала схватку с раком за саму свою жизнь, а затем и на велошоссе практически всё, что можно, в том числе 5 (!) «Туров» подряд, признался в употреблении допинга. Просто вынужден был под грузом доказательств. Сначала подумал – все в велоспорте такие, но потом знающие люди убедили – нет, не все.
И знал, конечно, что были и у нас легенды в велоспорте: от Капитонова до Екимова, от Сайдхужина до Абдужапарова, от Сухорученкова до Конышева…
ХХХ
Вячеслав Екимов нынче – генеральный менеджер «Катюши». Основной российской силы в профессиональном велоспорте. А Дмитрий Конышев – помимо руководства сборной – ещё и спортивный директор той же самой «Катюши».
Именно он руководил командой на «Туре Норвегии». К нему со своей мечтой и пристал.
- Проехать этап прямо со мной в машине и посмотреть, чем дышит велоспорт? Сколько пафоса! Да не проблема! Если не страшно…
И – улыбается, то жонглируя теннисным мячиком, то крепко-крепко сжимая его: будь там апельсин – давно сок брызнул бы. Вот это профи, ёлки-палки, даже между делом тренирует реакцию и крепость рук!
При этом – само обаяние. Неудивительно, что быстро переходим на «ты». И вот один из кумиров отрочества для меня уже – просто Борисыч…
Ну что ж, поехали, Борисыч!
ХХХ
- Это уже старт? – спрашиваю, глядя, как разноцветная группа, пестрящая рекламными наклейками, набирает скорость.
- Нет, – терпеливо, как ученику лесной школы, начинает пояснять Конышев. – Старт будет около надписи «старт»…
Хм, как-то я не подумал!
В итоге около 3 километров гонщики проехали просто так. Не на время.
- Может, разминка? – высказываю предположение.
- Нет, разминка не нужна, – отвечает Борисыч. – И так ребята прилично за 3 этапа норвежских нагрузились (это уже – четвёртый – А.Л.). Пользы здесь не ищи, только нагрузка дополнительная. Скорее это – шоу для зрителей: смотрите, мол, какие красавцы. Ничего, сейчас рванут…
ХХХ
А, ну вот и рванули!
- Бывает, что прямо со старта уходят в отрыв, – рассказывает Конышев. – Так что смотри внимательнее. А ты теперь записывай, – обращается к помощнику, который устроился на заднем сиденье. И показывает мне на рацию, установленную в машине. По ней специально обученный диктор рассказывает, кто из гонщиков сейчас впереди, а кто отстаёт – в общем, все расклады…
Раций в машине – две. Ещё одна – для внутренней связи. Только внутри команды.
И вот тут подробностей я вам не расскажу, уж не обессудьте. Секрет фирмы!
ХХХ
А вот и отрыв. К ускользающему его хвосту стремятся прицепиться хотя бы по одному «гонцу» от каждой команды. От «Катюши» – Руди Селиг. Теперь надо там удержаться…
- Не волнуйся, этот отрыв быстро съедят, – со знанием дела говорит мне Борисыч. Так, кстати, и вышло. А вообще – все прогнозы Конышева по ходу этапа сбывались. Ну то есть абсолютно!
ХХХ
- Пока там больше «левые» команды впереди, для них главное – засветить спонсоров перед телекамерами, – продолжает просвещать меня Борисыч. – Настоящая борьба позже начнётся. Но для нас-то хорошо, чтобы не догоняли отрыв подольше. Потому что если его «сожрут» ближе к финишу – ещё на один времени не останется. А нам он не нужен. У нас и так Алекс Кристофф лидирует после 3 этапов. И в разборках спринтеров хорош. Он нужен Эдвальду Боассону-Хагену – ещё одному норвежцу. Но уже из «Ская». Он мечтает этот этап выиграть. А этап – королевский. Очень много горок. Кто его возьмёт – тот и во всей гонке, видимо, первым будет…
ХХХ
А вот вперёд – в отрыв – рванул «горный» гонщик. То есть спец по горам.
- Собрать очков, – поясняет Конышев. – Они даются на промежуточных финишах.
И тут же кричит в рацию: «Уве, Уве!» Это он обращается к другому «катюшиному» спортивному директору – немцу Пешелю. Олимпийскому чемпиону-1992, кстати.
Обсуждают тактику на ближайшие километры – а отрыв тем временем достигает уже 5 минут. Это уже кое-что – и команде «Скай» пора напрячься.
- Вон, видишь, «Скаю» подсказали, – на несколько секунд отвлекается Борисыч, – что пора. И они повели основную группу догонять отрыв.
ХХХ
А вы никогда не интересовались как гонщики на дистанции, уж извините, в туалет по-маленькому ходят?
Вот я, честно говоря, думал – они на трассе не делают этого вообще. Как и футболисты на поле (поступок экс-вратаря сборной Германии Йенса Леманна – всё же исключение).
Ну не то чтобы был уверен в этом, но как-то вопрос мне в голову и не приходил. Наверное, потому что не сомневался: слишком много жидкости с потом выходит…
Но ведь гонки бывают не только по жаре. Да и пьют-то они, гонщики, тоже много. Литрами – даже представить не мог себе, сколько!
…Так вот, избавляются от лишней жидкости ребята порой прямо на ходу (говорю про мужскую гонку – женскую не наблюдал). Ну, конечно, чуть снижая скорость. Либо останавливаются. Дружно. Всей группой. И – на обочину.
Но с велосипедов не слезают – зачем?
Конечно, в телетрансляции эти моменты не попадают…
ХХХ
Один из гонщиков набирает воды из машины Борисыча прямо на всю команду. Раскладывает бачки в специальные кармашки за спиной.
А когда место заканчивается – суёт просто под майку, из-за чего спина становится похожа на неправильной формы горб.
А я тем временем поражаюсь мастерству водителя Конышева! Одной рукой – придерживает руль, другой – подаёт воду, да ещё по сторонам успевает смотреть. И мне что-то рассказывать…
- Смотри – избущка на курьих ножках! Я уже не первую такую в Норвегии вижу… Теперь понятно – откуда этот образ в наших сказках, да?
И вправду – дом на сваях напоминает жилище бабы Яги. А я бы и не заметил!
ХХХ
Один из лидеров российской команды – с типично норвежской фамилией Кристофф – подруливает к машине. И просит: «Поставьте ватты!»
- Что это? – спрашиваю механика Витю. Именно так, успел я выяснить по дороге, и зовут того самого помощника Борисыча с заднего сиденья. Он рассказывает:
- Я сейчас на магните ему специальный прибор поставлю, чтобы Алекс видел – сколько ваттов он будет «выкручивать». А то прибор плохо держится…
- Причём в гонке, точно говорю, будет «выкручивать» больше, чем на тренировке, – тут же замечает Конышев – Потому что тут – кураж.
Да уж, гляжу – у нас на спидометре 40 км в час. А мимо нас только что «гонцы» как мимо стоячих пронеслись...
Ух ты – незабываемое ощущение!
ХХХ
Впрочем, Конышев-водитель порой тоже такие кренделя начинает выделывать – душа в пятки ушла бы, будь я тургеневской барышней. Но я – не барышня, а «акула пера». Мне бояться не положено – это меня должны бояться…
И всё же когда Борисыч закладывает очередной вираж, словно Шумахер обходя по внешнему радиусу конкурентов (а что вы думали, может, и не специально, но от своих отрежут!), сердёчко чуть ёкает.
Конышеву, впрочем, не до того. Конышев раздаёт указания по рации. А потом вдруг говорит мне:
- Атмосфера вокруг, атмосфера-то, ну ты посмотри – праздник! Толпы народа!
- А у нас где такое? Что, народ не любит велогонки?
- Народ, может, и любит. Но вот гляди: здесь одну дорогу для гонки перекрыли, так рядом другая имеется. И нет, высокопарно выражаясь, почвы для социального гнева. А у нас-то одна трасса – и всё. Закроешь её – где ездить остальным?
Вот так: Дмитрий Борисыч ещё и о народе думает. Золотой человек!
…Золотой человек тем временем продолжает ликбез:
- Вот если отрыв – ещё важно, кто в этот отрыв поехал. «Горняков» лучше догонять на равнине, «толстяков» – в гору. Логично?
«Толстяков» – это потому что равнинные гонщики покрупнее. Богатыри просто! Тут ведь и потолкаться порой приходится, и просто масса мышечная важна... Тогда как в горах – наоборот: каждый лишний грамм мешают крутить педали. Нет, я, конечно, про вес, а не про те граммы, о которых вы подумали…
- О, – прерывает мои размышления о неспортивных напитках Борисыч, – обрати внимание, сейчас большие вперёд пошли! Значит – в горах их «съедят».
Стоит ли говорить, что так и вышло?
ХХХ
…Финиш близко. Конышев активен. Всё чаще в помощь гонщикам летят не только бутылки с водой, но и советы бывалого:
- Выброси бачок один (это про воду), чтоб полегче было! Там наверху вода будет!
- Сиди на колесе, они тебя довезут!
- Давай-давай, потерпи, 500 метров осталось!
«А основная группа где? – спрашиваю. – Развалилась?»
- Основной группы, – улыбается Борисыч скептически – мол, что с дурака взять! – в горах не бывает…
Разумеется, к финишу 4-го этапа знатный «горняк» Боассон-Хаген уедет один. И разумеется, Конышев распишет мне, как всё будет.
ХХХ
В «Катюше» все работают слаженно – залюбуешься! Это я понимаю на следующем, 5-м этапе. Механики, массажисты, врачи – всех не перечислишь…
У всех – свой тур. Вот механики Костя и Витя. С велосипедами обращаются нежно, будто с девушками. А как же – надо беречь: на гонщика на «Тур Норвегии» полагается два велосипеда. И всё. Кстати, они у ребят – абсолютно одинаковые. Безо всяких индивидуальных фишек.
…А вот Андрис и Руслан выдают на пункте питания пакеты. Всем – одинаковые.
Булочки с различной начинкой, пищевые гели, неизменные бананы…
- Вот перед гонкой, – рассказывают они, – бывают различия. Кто-то больше батоны с прошутто любит, кто-то с повидлом… А когда похолоднее – хорошо идёт булочка с шоколадной пастой, она же калорийная! По такой-то жаре она бесполезна, растает…
ХХХ
В итоге «катюшинцы» из 5 этапов взяли 3. (Все – наш норвежец Кристофф, выигравший трижды финишный спринт).
- Даже три с половиной, – подмигивает после воскресного триумфа Конышев. – Если бы не завал на 3-м этапе – Алекс и там победил бы. Что сказать: и ребята молодцы, которые его на финиш выводили, и сам Кристофф…
ХХХ
- Кто тут говорит по-английски?
- Я! – самонадеянно вылезаю. Но добавляю спохватившись: – Чуть-чуть…
У автобуса «Катюши» стоит седой мужчина лет 50-55.
- Я отец Алекса, – докладывает он. – А это – его сестра. Можем забрать вещи, пока он на допинг-контроле?
Рискую ответить: да. И как мне ни хочется заговорить с сестрой (ой, какое декольте!), первым делом – работа. А потому задаю папе вопрос, который всю гонку покоя не давал: «У вас русских корней нет? Фамилия уж больно наша…»
- Нет, – улыбается Кристофф-старший – Насколько знаю, мы – чистые норвежцы.
- Да? – решаюсь пошутить. – А мы уже собрались делать ему российский паспорт. Всего-то дел – поменять «фф» в конце на «в»!
Все смеются – иногда и журналисты могут удачно пошутить.
Понимающе улыбается рядом Конышев. Шутки шутками, а ему-то хорошие спринтеры нужны. В сборной.
Впрочем, про сборную России он говорить не стал. Не до того сейчас.
Ну да ничего страшного. Ещё поговорим. Например, на чемпионате мира. И почему бы не в его машине?
Посмотреть на чемпионат мира глазами главного тренера сборной – об этом ведь я тоже давно мечтал…
СЕЗОН «КАТЮШИ»
Команда в 2013 году выиграла уже 16 гонок. Среди этих побед выделяется триумф «горняка» Максима Белькова на 9-м этапе знаменитой «Джиро Д’Италия». С 29 июня «Катюшу» ждёт главная многодневка сезона – «Тур де Франс».