С одной стороны, он подтвердил неоспоримое преимущество Ронни О'Салливана над всеми остальными ведущими снукеристами, с другой — заставил задуматься о положении в виде спорта, где возможна такая пропасть между лидером и другими мастерами.
Победа Ронни была действительно неправдоподобно легкой и абсолютной. По образному выражению одного из зрителей, временами создавалось ощущение, что О'Салливан мог обыграть всех, даже если бы в руках у него был не кий, а палка от швабры. Ронни сам признает, что в его триумфальной победе было «что-то от Гарри Поттера». Временами он и вправду напоминал волшебника: подлетал к столу и, почти не задумываясь, наносил сложнейший удар, вызывая вздох всеобщего восхищения. «Да что там говорить, — писала «Таймс», — О'Салливан снова подтвердил, что он — гений, какому не было равных в истории снукера».
Самое поразительное, что в течение всего предыдущего года Ронни, по его собственному выражению, «практически не брал в руки кий». Чемпион мира 2005 года Шон Мэрфи считает, что это «одно из самых успешных и впечатляющих возвращений в активную игру не только в снукере, но и в спорте вообще».
Перед началом турнира Ронни, который любит иногда шокировать публику, заявил без тени стеснения, что решил сыграть в чемпионате мира исключительно ради того, чтобы оплатить учебу детей в частной школе. В этих словах проступал не только плохо скрытый цинизм, но и высокомерный намек на то, что обязательно получит главный приз (почти 400 тысяч долларов).
Правда, по ходу чемпионата Ронни не раз рассказывал, что его победы только кажутся легкими, что на самом деле они требуют от него огромных физических и эмоциональных усилий. «Людям кажется, что я играючи расправляюсь с соперниками, — заметил Ронни в одном из интервью, — но, окажись они на моем месте, лучше представили бы мое состояние. Я ведь не машина, я намного темпераментнее».
И тут Ронни не лукавит. Общеизвестно, что он с трудом переносит стресс больших соревнований, что не раз во время трудных матчей терял интерес к игре и даже проигрывал. Глядя на то, как он в перерывах между подходами к столу то и дело дергает себя за ухо, утирает лицо платком или без всякого повода вдруг высоко поднимает брови, чувствуешь, что поединок забирает у него массу нервной энергии. Именно стрессом объяснил он беспрецедентное решение взять годовые каникулы от снукера.
Иногда ему причиняет стресс даже общение с толпами своих поклонников. Ну как объяснить его фанатам, осаждавшим в ожидании заветного автографа служебный выход шеффилдского театра «Крусибл», где по традиции проходит мировое первенство, что их кумир в это время исчезает из здания через черный ход?!
«Я не могу обещать, что приеду в Шеффилд в будущем году, — сказал Ронни журналистам вскоре после того, как в пятый раз поднял над головой самый главный трофей в мировом снукере, — я провел год вне соревнований, и мне понравилось. Но я продолжаю любить эту игру и в этом сезоне собираюсь сыграть ради удовольствия в нескольких маленьких турнирах. В декабре или январе я смогу лучше оценить свое состояние и попробую разобраться, есть ли у меня еще аппетит для такого крупного события, как чемпионат мира».
Между тем семикратный чемпион мира Стивен Хендри высказал разочарование выступлением ведущих снукеристов. «Они выступили ниже своего уровня, и это несомненно скажется на авторитете игры». Хендри считает, что без О'Салливана снукер потускнеет так же, как гольф потеряет без такой фигуры, как Тайгер Вудс. Вместе с тем постоянно повторяемые Ронни угрозы об уходе из спорта Хендри назвал утомительными. «Было бы лучше, если бы он самовыражался за снукерным столом, — заметил многократный чемпион мира, — а если собрался уходить, то пусть уходит. Хотя снукер, конечно, пострадает от этого».
Но если с преимуществом Ронни и его собственными проблемами все более или менее понятно, то с четким ответом на вопрос, почему так слабо и невыразительно сыграли на чемпионате топовые игроки, значительно сложнее. Между тем ситуация, мягко говоря, странная: на ранних этапах была выбита из турнира почти вся первая десятка мирового рейтинга, включая ее лидера и основного фаворита чемпионата Марка Селби, второго номера Нила Робертсона, четырехкратного чемпиона мира Джона Хиггинса, двукратного — Марка Уильямса и других асов.
Марк Селби объяснил свое поражение во втором туре словами: «У меня было ощущение, что я перегорел, что бензобак пуст». По мнению экс-чемпиона мира Джона Пэрротта, «и Селби, и Робертсон показали в Шеффилде довольно скучный снукер и не «зажигались», как это обычно с ними бывало. Они выглядели утомленными и наверняка относят легкую победу Ронни на счет его отличного годового отдыха».
Это камни в огород президента World Snooker Барри Хирна, который проводит в жизнь концепцию превращения снукера в один из ведущих мировых видов спорта. Его идея в том, чтобы по примеру футбола, тенниса или «Формулы-1» сделать из снукера постоянно действующее красочное телешоу, которое привлечет миллионы зрителей, а значит, и крупных спонсоров. Теперь чуть ли не каждый день к 6 старым традиционным рейтинговым турнирам добавляются все новые и новые соревнования, быстро умножающие доходы не только World Snooker, но и самих спортсменов.
Барри Хирн ответил немедленно и жестко: «Я не поклонник использования слова «перегорел» для оправдания поражений. Я симпатизирую возрастным игрокам, но, если вы не можете идти в ногу с молодежью, нужно отойти в сторону».
Однако после нынешнего чемпионата мира у противников «потогонной системы» Хирна появился сильный козырь. Массовый провал лучших мастеров в Шеффилде показал, что они неплохо справляются с напряжением и нуждаются в более бережном отношении со стороны администраторов от спорта. Очевидно, что бесследно такой сбой пройти не мог. Блогеры прямо называют последний чемпионат мира «откровенно слабым», «скучным» и даже «позорным». Если Ронни будет и дальше обыгрывать соперников «палкой от швабры», зрителям может и надоесть. А это напугает спонсоров, о которых так заботится президент Хирн.