«Да, тренеры сказали, что по силам заехать даже с пятого места, поэтому я не стал финишировать и раскрывать все карты перед соперниками». Это подтвердит после гонки догадки зрителей Крюков. Правда, хоть лыжники карт и не раскрыли, цель их была очевидна: после победы Никиты в классическом спринте очень надо было выигрывать и в коньковой эстафете. Тем более что в Сочи дисциплины поменяются местами.
Финал эти двое продемонстрировали роскошный. У Алексея Петухова была задача, поставленная тренером, — передавать эстафету Крюкову в тройке лидеров. Что Петухов и выполнил, причем абсолютно контролируя ситуацию, можно сказать, играючи: надо — ускоряюсь, надо — подержусь в группе.
Когда после гонки его спросят: «Леш, тебе комфортно бегать с Крюковым, и если да, то почему?» — он не слукавит.
— В этом году Никита находится в очень хорошей форме весь сезон, чего обо мне нельзя было сказать. Возможно, я не хотел распыляться на старты в предсезонье, концентрировался на подготовке к чемпионату мира. Это сложно, потому что одна гонка, и надо на максимуме подойти к ней и именно в нужный момент выдать все. Но я смотрел, как Никита смог это сделать в классическом спринте, и тоже готовился. Мы живем с ним вместе. Обычно я настраиваюсь сам, а тут как-то поглядывал на него. Поэтому был спокоен, и когда выходил на старт, только говорил себе: просто покажи свой максимум, что ты можешь.
* * *
Последний этап был за Крюковым. Хорошо, что спринт — дело быстрое. Потому что понервничать Никита заставил, правда, выглядело это (конечно, в силу благополучного исхода) неким рабочим моментом.
«Что это было, там, на финише?» — спросили чемпиона сразу после второй уже победы на этом чемпионате мира.
«То, что мы выиграем, я, как обычно, понял метров за 50 до финиша. Правда, был один момент — оказался в небольшой коробочке, боялся упасть, потерять скорость, потому что знал: сзади едет канадец, и если я споткнусь, то будет тяжело наверстать потерянное. Я видел, как здорово выкатился Йонссон. Он очень сильный финишер именно в коньке, я это знал, поэтому оставалось только одно — финишировать так мощно, как только могу. Встал за Йонссоном, перепрыгнул влево и финишировал».
Это все так просто — в рассказе. И потрясающе красиво — в исполнении. Про такие победы принято говорить: был чемпион и все остальные. Иностранцы уже не скрывают, что изучают технику того же Крюкова. Но, как известно, если не дружить с головой, можно проиграть и при хорошей технике. И уж кому, как не тому же Алексею Петухову, часто прежде спотыкающемуся именно на тактических ошибках, это не знать. А если засомневаться в себе, то вообще все планы и мастерство можно сгубить в секунды. Но именно этим и хороши были Крюков и Петухов, что вышли на старт безо всяких сомнений, с четким планом, как надо побеждать.
«Россия, ты лучшая!». И спорить на сей раз некому.
И ведь что еще после этой феерической победы мы держим в уме? Вы можете их сосчитать, наших спринтеров, способных выдать соперникам по полной программе? Не все из них находятся сегодня в такой форме, как чемпионы, на то и существуют победители, сильнейшие, но одно только перечисление фамилий в мужском спринте впечатляет: Крюков, Петухов, Морилов, Панжинский, Девятьяров, молодой Устюгов… А еще недавняя сенсация — дуэт дистанционщиков, победивший всех легко и непринужденно в Сочи: Япаров и Вылегжанин.
Швед Йонссон после командного спринта, как передают информагентства, пошутил, что сборным Норвегии и Швеции нужно тренироваться вместе, чтобы обыграть россиян на Играх в Сочи. «Русские будут сильнейшими в Сочи. Боже, как мы должны потрудиться, чтобы противостоять им!». Пусть шутит, тот случай, когда нам лишь приятно.
А победы россиян приятны будут и главе комитета по лыжным гонкам Международной федерации лыжного спорта, олимпийскому чемпиону Вегарду Ульвангу, который высказал на днях соображения по поводу того, что это так плохо — гегемония норвежцев. Сам-то тоже норвежец, но говорит, что думает о проблемах мира. Кому интересно смотреть, например, женский скиатлон, в котором первые четыре места — у норвежек? Надо, чтобы представители других наций тоже поднимались на пьедестал почета, считает Ульванг, это ведет к росту интереса к лыжным гонкам. А интерес голым не остается, интерес приносит доходы.
Ну и поскольку речь идет о столь трепетных материях, как доход, олимпийский чемпион не счел даже нужным подбирать слова, сказал прямо: очень надеюсь, что Нортуг не выиграет много медалей на этом чемпионате мира.
То ли Нортуг решил оправдать надежды, не подводить чиновника, то ли карта судьбы на этот чемпионат мира легла у короля кривовато, но пока что Петтер с одним «серебром». Пьедестал скиатлона он, как и наши лыжники, пропустил, оставшись от него на расстоянии вытянутой руки (Нортуг — четвертый, Вылегжанин — пятый, Легков — шестой).
А в финале командного спринта норвежцев Пола Голберга и Петтера Нортуга вообще не было! Голберг, как говорит Петухов, просто не выдержал скоростей лидеров, на последнем отрезке он приехал к партнеру лишь седьмым, привезя не отыгрываемое уже отставание.
Ну а на грандиозной волне спринтерского успеха российских мужчин выступление россиянок можно характеризовать так: в финал Наталья Матвеева и Наталья Коростелева попали.