Героем Никита Крюков стал для России еще в Ванкувере, когда вместе с Александром Панжинским финишировал впереди самого Нортуга! Тогда ребята принесли стране «золото» и «серебро» Игр. Сейчас — трудные времена у Панжинского, вот и накануне чемпионата мира он переболел, а Крюков — заставляет говорить о себе вновь и вновь.
Перед гонкой Нортуг в разговоре с журналистами назвал Никиту главным фаворитом в спринте классикой. Припомнил, что снялся Дарио Колонья, желающий на чемпионате мира все силы бросить на разделку и масс-старты, и Маркус Хельнер, действующий чемпион мира в спринте, правда, коньковым ходом. Но напоминание это всего лишь заставило присутствующих считать по пальцам оставшихся грозных конкурентов. Фавориту придется сражаться и с самим Нортугом, и с Полтораниным из Казахстана, и со шведами Йонссоном и Петерсоном, и с итальянцем Пеллегрино…
«Да человек десять наберется из тех, что способны бороться за медаль, — подытожил Юрий Каминский, тренер мужской спринтерской группы. — А поскольку всяких случайностей в спринте много, надо всю десятку и рассматривать как главных претендентов».
Перед гонкой у Каминского еще спросили: такое впечатление, что, если судить по норвежским информационным источникам, то соломки подкладывает Нортуг под возможный проигрыш — говорит, снег мягковат, погода жарковата, да и вообще, спринт такое дело… Верить? Тренер согласился: подкладывает, не верить.
«Знаете, сколько лет прошло с тех пор, как мужская сборная выигрывала на чемпионатах мира «золото»? — один из первых вопросов чемпиону Крюкову не застал его врасплох. — Восемь, в 2005-м Вася Рочев выиграл спринт, как и я здесь».
Спринт — дисциплина случайностей, это часто повторяют и тренеры, и спортсмены. Кто обойдет эти «случайности» на лихих поворотах дистанции, тот и король. Талант и тактика здесь едины.
Помните, как это было? А теперь представьте через слова Крюкова «изнутри».
— На подъеме я уже знал, что Йонссон и Нортуг будут меня обгонять, у них это получается лучше. Моя задача на этот момент — сесть за ними, не допустив между нами дырки. Практически перед поворотом на спуск я слышал, как тренеры норвежца крикнули Петтеру, что я — сзади. И он специально начал отпускать Йонссона, чтобы не сразу садиться за ним — а с дыркой. Расчет простой: если я сяду рядом с Нортугом впритык, то уже не войду целиком в воздушную трубу, которая образовалась за Йонссоном. Это тактическая уловка — норвежец не хотел, чтобы я смог поймать этот поток. А сам между тем рассчитывал поймать потом Йонссона на финише.
Когда в ноябре Крюков обыграл Петтера Нортуга, обозначив намерения на чемпионат мира, то свои победы за последние годы прокомментировал так: «Я выигрываю не так часто, поэтому очень радуюсь каждой победе. Но после любого старта — удачного и неудачного — надо провести анализ гонок и сделать правильные выводы, чтобы прогрессировать». После гонки въедливый Каминский усмотрел в действиях подопечного ошибки. Крюкову в момент эйфории, наверное, не очень хотелось ковыряться в собственных действиях, но он не стал спорить, лишь заметив: «Когда человек выигрывает, это же хорошо. Я посмотрю запись. Конечно, посмотрю, какие ошибки были допущены».
А Нортугу в пятницу ничего больше и не оставалось, как обнять Крюкова да признать: «Я посмотрел повтор — Крюков на порядок выше в технике. Он потрясающе хорош!»
Никиту же журналисты теперь замучают вопросом: продолжится ли вообще их противостояние в спринте — может, король лыж уже свои амбиции здесь решил забыть и переключился на другие дистанции?
— Думаю, он готовится ко всем дисциплинам, — размышляет Крюков. — Правда, сказал мне, что уже в Фалуне на чемпионате мира, когда снова классика будет, он скорее всего не выйдет. Говорит: ты мне уже надоел, все время меня обыгрываешь.
А довольный Каминский констатирует: «Почему норвежец улыбается и Никиту обнимает? Когда проиграл один раз — обида, второй — тоже, а третий — уже привыкает. Хорошо это. Может, поможет на дистанции? Никита каждый год показывал хороший результат на каких-то соревнованиях. Пусть не столь ярко себя проявлял, но проявлял. Я думаю, спортсменам — и он так думает — надо готовиться к главным соревнованиям, а главные — чемпионат мира, который раз в два года проходит, и Олимпийские игры. Здесь надо выступить успешно, а на следующий год в Сочи, естественно, он должен показать самый высокий результат. Поэтому готовит коньковый ход, чтобы, кроме классической спринтерской эстафеты, бежать еще и в личном коньковом спринте.
…В воскресенье на чемпионате мира — командная коньковая спринтерская эстафета. Никита Крюков предполагает, что побежит ее с Алексеем Петуховым. И говорит, что с Нортугом уже парой слов по поводу гонки перекинулся: «Он сказал: все-таки ты — лучший, выходи в воскресенье на старт. Спросил, какой я буду этап бежать. Я сказал — не знаю, он — беги второй, у меня хотя бы будет шанс с тобой побороться! Я говорю: ладно, договорились».