Необъективная реальность

Реплика Дмитрия Роговицкого, корреспондента UEFA.com, экс-сотрудника оргкомитета «Россия-2018»

Исключение из списка городов-организаторов ЧМ-2018 Ярославля и Краснодара по сей день остается предметом пересудов и толков. Если шансы первого изначально котировались невысоко, то вылет столицы Кубани для многих оказался сюрпризом. По-видимому, даже для ФИФА и оргкомитета турнира.

Реплика Дмитрия Роговицкого, корреспондента UEFA.com, экс-сотрудника оргкомитета «Россия-2018»

29 сентября стали известны российские города, которые в 2018 году примут чемпионат мира по футболу. Представленное широкой общественности шоу вызвало неоднозначную реакцию. Масштабность мероприятия обеспечили прямые включения из регионов страны, однако торжественность момента была во многом омрачена странным выбором городов, в результате вычеркнутых из заявки.

О, казалось бы, явных аутсайдерах чемпионата немало говорилось незадолго до церемонии. Во время самого шоу ведущий Андрей Малахов неоднократно спрашивал гостей, какой город они хотели бы поддержать. Министр спорта Виталий Мутко предпочел ничего не отвечать, спрятать свои эмоции и переживания, предоставив Малахову возможность произнести очевидное: «За Кубань!» Мутко родом именно оттуда.

Думается, решение исключить Краснодар далось немалой ценой. Это не только город с двумя клубами премьер-лиги и развитыми футбольными традициями. Он как никто другой подходил для проведения чемпионата мира.

Во-первых — инфраструктурой. Стадион ЧМ-2018 там готовы были построить с серьезным привлечением частного капитала. Скоростная железная дорога из Ростова-на-Дону в Сочи идеально проходила бы через Краснодар. Гостиничный фонд был бы обеспечен за счет уже имеющихся возможностей курортного региона, а также благодаря соседству с Сочи.

Во-вторых, вместе с Ростовом-на-Дону и Сочи Краснодар способен был качественно изменить имидж всего Северного Кавказа, его населения не только для граждан России, но и для всего мира.

Наконец, не пришлось бы беспокоиться за наследие чемпионата в этом городе. Все объекты эффективно были бы задействованы и после турнира местными футбольными командами.

Так с чем же могло быть связано решение исключить Краснодар из числа претендентов на право проведения мундиаля? Оргкомитет «Россия-2018» и ФИФА уже упоминали о том, что они осуществляли инспекции в города-кандидаты, вели работу по оценке возможностей и перспектив каждого из них в проведении чемпионата. Соответственно, должны были быть разработаны объективные критерии, по которым предстояло делать выбор. Именно здесь, на мой взгляд, и находится ответ на вопрос.

Объективных и вообще каких-либо критериев с конкретным указанием результатов оценки не было представлено ни в промежуточном, ни в итоговом варианте. Даже по прошествии отбора городов Оргкомитет и ФИФА не удосужились опубликовать данную информацию. Все это свидетельствует об одном — определение городов проведения ЧМ-2018 являлось необъективным!

В который раз можно убедиться: вместо ответственной и прозрачной организации действительно важного и значимого для всей страны спортивного праздника мы имеем дело с откровенным вторжением политических интересов и подковерной борьбы. Иначе как объяснить ситуацию, когда вместо города, требующего минимальных трат со стороны федерального и даже регионального бюджетов для подготовки к чемпионату, предпочтение отдается региону, куда необходимо вкладывать не один миллиард долларов, чтобы вывести его на приемлемый уровень?! Речь о Мордовии и ее столице Саранске.

Аргумент Мутко, прозвучавший в его беседе с журналистами («нельзя было выбирать два города из одного региона»), выглядит по крайней мере неудачно. Фактически он подтверждает: основополагающим был выбор не городов — регионов. А то, что миллионы людей просто вводили в заблуждение, — это, надо полагать, дань уже политической традиции в России.

Теперь, смирившись с тем, что лоббистские возможности ряда регионов оказались заметно сильнее, чем можно было предполагать, остается надеяться: российский бюджет осилит еще одну авантюрную стройку. При наборе городов, озвученном на церемонии, сбои неизбежны. Каково придется, скажем, Волгограду, Самаре или Ростову-на-Дону, если возникнет угроза засухи, подобной той, которая случилась в 2010 году? Что делать, когда строительство новых стадионов в таких городах, как, например, Калининград, Нижний Новгород, Самара, приведет к резкому увеличению расходов? Верно, в обоих случаях надеяться на помощь федеральных денег. Прибавим к этому высокую вероятность сбоев в подготовке гостиничной и транспортной инфраструктуры в большинстве регионов и получим риск срыва сроков подготовки к мундиалю.

Выбор именно 11 городов проведения чемпионат во многом на это указывает. Для ЧМ-2010 в ЮАР хватило десяти стадионов, на ЧМ-2014 в Бразилии будет достаточно двенадцати. Ключевой элемент в подготовке — безусловно, готовность арен. Если происходит срыв подготовки в каком-то регионе, неизбежно обращение к резервным вариантам. Нечетное число городов-организаторов чемпионата мира в России наводит на размышления о перспективах их дальнейшего сокращения. Футбольные стадионы Москвы — в первую очередь «Динамо» — и других регионов вполне могут быть рассмотрены (по всей видимости, не позже 2015 года) как альтернативы.

Дополнительным аргументом в пользу подобных утверждений могут служить слова президента Владимира Путина в его интервью Андрею Малахову накануне объявления городов-организаторов: «В окончательном списке останется десять или одиннадцать городов... Мы будем бороться, чтобы осталось хотя бы 11».

После объявления мест проведения ЧМ-2018 основное внимание будет сосредоточено на результатах подготовки каждого региона. Остается надеяться, что изначально заявленные планы окажутся полностью реализованными и не возникнет причин для пересмотра решений, объявленных нам 29 сентября.

Сюжет:

ЧМ-2018

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру