Странные на первый взгляд метаморфозы происходят с некоторыми видами спорта. Некогда расцветавший пышным цветом мужской теннис вдруг терпит сокрушительный крах. Мужская национальная сборная вылетела из элиты мирового тенниса, а лучший из наших — Михаил Южный — занимает
Чем объяснить тот невероятный взлет? Да тем, что теннис как никакой другой вид спорта был обласкан властями предержащими. О чем позаботился Шамиль Тарпищев — человек, безусловно, уникальный, который заставил взять в руки ракетку первого Президента России Бориса Ельцина. А тот брал в свою длань не только ее, но еще и перо, росчерком которого подписывал некоторые важные документы, благодаря чему в стране был создан режим наибольшего благоприятствования для развития тенниса. И он превратился в культовый вид спорта, лучшие представители которого своими результатами подтверждали величие власти.
Период с 1996 по 2008 гг. стал для России «золотым теннисным веком». Правда, на то, чтобы его позолотить, ушла куча денег, но Шамиль Анвярович ни в чем не знал отказа, средств выделяли столько, сколько он требовал, а то и больше.
Но ничто не вечно на Руси. Ушел в мир иной Борис Николаевич, а его преемник недолго следовал заветам предшественника, в том числе и спортивным. Обещания Владимира Путина продолжать активно помогать теннису, данные во время торжественного приема по случаю выигрыша Кубка Дэвиса в 2002 году, обещаниями так и остались. Более того, «доступ к телу» первого лица был наглухо закрыт. До 2008 года теннис еще поддерживал друг Тарпищева, тогдашний глава спортивного ведомства Вячеслав Фетисов, но лафа закончилась, когда министром спорта стал Виталий Мутко, с которым у Шамиля Анвяровича отношения не сложились. Не тема этой статьи разбираться в том, почему. Поэтому просто констатирую: в одночасье Тарпищев вместе со своим теннисом превратился из любимчика власти в его изгоя. Со всеми вытекающими последствиями.
В столь диаметральном изменении статуса нет ничего удивительного: сей «Рубикон в обратную сторону» перешли практически все члены команды Ельцина. Удивительно то, что президент Федерации тенниса и капитан сборной, в отличие от других, не смирился со своим нынешним положением. И откровенными высказываниями вызвал смуту, разброд и шатание спортивной вертикали, выстроенной Мутко.
Другому бы отщепенцу быстро заткнули рот. А Тарпищеву — нельзя. Поскольку еще во время правления Ельцина и, естественно, при его активном содействии Шамиль Анвярович стал членом Международного олимпийского комитета. Причем не ОТ России (так его бы быстро убрали), а по существующим в МОК правовым порядкам — ДЛЯ России. Тронуть его невозможно: увольнение — прерогатива самой организации.
И вот теперь Шамиль Анвярович, бывший госчиновник высшего ранга, публично критикует, клеймит и обличает чиновников нынешних. Причем говорит в основном правильные слова, режет правду-матку. В чем она состоит? Цитирую:
«Подготовку к Олимпийским играм в Лондоне российские теннисисты вели за счет собственных призовых, не получив от государства ни копейки».
«Федерация тенниса России — единственная российская спортивная федерация, которая не подписала спущенный Министерством спорта медальный план на Игры-2012».
«На исполнение программы развития тенниса были заявлены всесторонне обоснованные средства в размере 5 250 000 долларов. Однако по непонятным причинам программа эта, первоначально одобренная министерством, утверждена не была».
«В итоге общий дефицит финансирования по сравнению с нашими заявками составил 153 593 200 рублей».
«На материальную помощь Попечительского совета Федерации тенниса рассчитывать не приходится. Его нет — он развалился».
В общем, конец, game over.
Прошлое отечественного тенниса покрыто славой, будущее же — беспросветно. Популярнейший в мире спорт пал жертвой быстро меняющихся прихотей властителей России. Его судьба напоминает судьбу дорогой содержанки, взятой с улицы: пока ее любили, баловали, пока ею пользовались, она купалась в роскоши. А как наскучила, так была выброшена на ту же улицу, да еще и без выходного пособия.
Впрочем, и весь профессиональный спорт, спорт высших достижений в нашем отечестве живет не по законам экономики, бизнеса, здравого смысла, наконец, а исключительно по «принципу содержанки».
Хочется — и все тут!
Только на этом основании, без всякого учета болельщицких интересов, но с учетом капризов российских главковерхов и олигархов, по команде из Кремля, лично от главы государства, поддерживается финансами практически никому не нужная футбольная команда «Томь»; удерживается в верхней части таблицы чемпионата России по футболу грозненский «Терек»; за 100 миллионов евро, с большой переплатой, за госсчет покупаются игроки для питерского «Зенита» (в среде болельщиков даже родился смешной «оппозиционный» лозунг — «ХВАТИТ КОРМИТЬ ПРОМГАЗ», да что толку), которым, судя по всему, платят из Фонда социального страхования, выделяя якобы на лечение 162 миллиона рублей. Столько же, сколько всем 5 миллионам жителей города на Неве.
А теперь давайте посмотрим: кто сегодня в фаворит(к)ах у кремлевских небожителей? Конечно же, дзюдоисты. Вы только посмотрите, как под покровительством Владимира Путина они набрали невиданную доселе силу! Правда, этот вид спорта, любимый весьма узким кругом ценителей, не идет ни в какое сравнение с теннисом, одной из самых популярных в мире спортивных дисциплин. Но кому-то нравятся хрящи, кому-то — мясо на косточках. А Владимиру Владимировичу, самому увлекающемуся этим видом единоборств, — дзюдо. Как, кстати, еще и (совершенно случайно) патриарху Кириллу, который объявил об этом публично. Поэтому приверженцы дзюдо в нашей стране ныне не испытывают никаких проблем. Отсюда — великолепные результаты. Без всяких преувеличений можно сказать — выдающиеся!
Вот только на завершившихся в Лондоне летних Олимпийских играх в нашей команде лишь одни мастера дзюдо заметно прибавили по сравнению с предыдущей, пекинской Олимпиадой. Тогда в их активе не было ни одной медали (подчеркиваю, вообще ни одной), а теперь — сразу три высшие награды, плюс серебряная и бронзовая. Глава государства даже специально на денек заскочил в столицу Великобритании, чтобы лично поздравить победителей. Вот это — любовь!
Как относиться к ее ярким проявлениям со стороны президента? Можно так, как трактуется это слово в словаре Ожегова: «Наклонность, привычка, от которой нет желания отказаться». Правда, такую слабость не может позволить себе глава ни одной другой цивилизованной страны. Трудно представить себе, чтобы королева Великобритании или президент США Барак Обама столь открыто выражали свои пристрастие в спорте, отдавали чему-то явное предпочтение. Это для них, трясущихся перед избирателями, имеющими разные спортивные вкусы, — непозволительно.
А у нас — легко!
Лично я, впрочем, мог бы это простить. Если бы не одно «но». На контрасте с процветающим дзюдо в стране загибается весь остальной спорт. Те же теннисисты завоевали четыре года назад хотя бы одну золотую медаль, в Лондоне у них и того не было. Как не было и у представителей многих других дисциплин, провалившихся в столице Великобритании, где наши атлеты впервые за шестьдесят лет (!) выступлений на летних Олимпийских играх (сначала под знаменами СССР, а затем России) опустились в общекомандном зачете на четвертое место.
Верность в человеческих отношениях — это, конечно, хорошо. Но спорт высоких достижений — это не спаянный банный коллектив и не любовное ложе. Нам надо бы не менять, как носки, спортивные фетиши первых лиц, а исправлять бедственное положение, царящее во всем спортивном хозяйстве.
Впереди, меньше чем через пятьсот дней, — Олимпийские игры в Сочи. Ни у одного вида спорта из программы этих престижных соревнований нет такого покровителя, как Владимир Путин. Так неужели и у себя дома наши спортсмены будут выглядеть столь же непрезентабельно, как и в 2010 году на Белой Олимпиаде в Ванкувере, где российская команда «завоевала»