Во вторник вечером младший Суркис идет ва-банк – звонит Олегу Блохину. Для всякого русского человека подобный выбор покажется странным. Блохин неплохо провел со сборной Евро, летом продлил контракт с федерацией, а в сентябре в отличном стиле сыграл на «Уэмбли» 1:1 со сборной Англии. Зачем ему «Динамо»? А затем, что тренировать родной для него клуб Блохин хотел всегда. Причем, без шансов.
В украинских околофутбольных кругах поговаривали о каком то давнем, чуть ли не еще советских времен личном конфликте с Григорием Суркисом. Это сейчас Игорь Суркис рассказывает о том, что даже на похоронах мамы Блохина, которая тоже мечтала о «Динамо» для сына, он говорил отцу Олега Владимировича, что тот, когда нибудь, обязательно возглавит родной клуб. В реальности же шанс получали другие легенды Динамо» - Фоменко, Михайличенко, Демьяненко. А Блохин как тренер «бело-синих» существовал только в разговорах болельщиков да регулярных собственных интервью и заявлениях для прессы.
Сейчас ситуация резко поменялась. «Динамо» больше не флагман украинского футбола по игре. И финансовые возможности у него, по крайней мере, не лучше чем у «Днепра» и «Металлиста». А с «Шахтером» меряться и вовсе не стоит. Тут не до жиру, сгодится и Блохин с его легендарным тяжелым характером. А то, что громких клубных успехов у Олега Владимировича не просматривается – не важно. Команду он на ближайшие пару месяцев мобилизует, фанаты успокоятся, а дальше видно будет. Фанаты и правда в четверг отменили бойкот. Формальной причиной которого, было раннее начало матча чемпионата Украины с луганской «Зарей» в рабочую пятницу 28 сентября. Матч не перенесли, но первую игру Блохина никто портить не решился.
А что сборная? Тут сложнее. Григория Михайловича Суркиса можно ругать, не любить, но не признавать сложно. Десятилетиями он был единовластным хозяином как в ПФЛ девяностых, так потом и в Федерации футбола. Казнил, миловал, принимал решения – все сам! И коалицию против себя сплотил в итоге нешуточную. И второе назначение Блохина в сборную состоялось под жестким давлением этой самой коалиции. Сначала в угоду оппозиции тренером был даже не назначен, а выбран по конкурсу первый «нединамовец» - наставник «Металлиста» Мирон Маркевич. Но потом харьковский олигарх Александр Ярославский с Григорием Суркисом громко побили горшки.
Ярославскому не понравилось «продинамовское» судейство, а Суркис вдруг реанимировал историю с якобы договорным матчем «Карпаты» - «Металлист». Маркевич, внезапно попавший под договорный скандал, громко подал в отставку. Главным тренером сборной стал его ассистент - молодой, да ранний Юрий Калитвинцев. Кто не помнит, именно Калитвинцев выиграл в 2009 году чемпионат Европы для юношей (до 19 лет) с парнями, которые стали костяком нынешней сборной Украины. Тренировал национальную команду Юрий Николаевич до апреля 2011, когда под градом критики Суркис вновь был вынужден объявить выборы, которые ожидаемо выиграл Олег Блохин. А Калитвинцев снова стал вторым теперь уже при Блохине.
Всеобщая битва с Суркисом завершилась в день первого поражения «Динамо» в Донецке – 2 сентября. Все решилось задолго до выборов нового руководства Федерации футбола Украины. Григорий Суркис заявил, что не будет выдвигать свою кандидатуру. А поигравший в свое время в «Динамо» уроженец Донбасса Анатолий Коньков начал предвыборный тур по областным федерациям. Больше никто в предвыборную борьбу почему-то не включился. Коньков был выбран единогласно, при одном воздержавшемся. Все люди Суркиса из федерации были уволены в первый же день.
Вице-президентами при Конькове стали бывший вице-президент харьковского «Металлиста» Сергей Стороженко и один из директоров донецкого «Шахтера» Анатолий Попов. Пока они в основном осматривались, назначали и разоблачали. Например, назначили руководителем комитета сборных команд Михаила Фоменко. А еще громко объявили, что сборная страны все время гостила на базе киевского «Динамо» не просто так, а за деньги. Только в 2011 году Федерация футбола Украины во главе с Григорием Суркисом перечислило «Динамо» Игоря Суркиса за аренду базы для сборной 1 200 000 долларов.
Теперь пришло время более серьезных решений. По горячим следам Блохина уговорили поруководить сборной в ближайших отборочных матчах с Молдавией и Черногорией. Потом Анатолий Коньков заявил, что Блохин все равно тренер сборной потому как … написал заявление не по форме. И вообще он, Анатолий Коньков, видимо, после того как Блохин напишет более соответствующее украинскому КЗОТу заявление, никаких решений по сборной принимать не будет. А только коллективно с исполкомом федерации футбола утвердит это решение. А примет его Михаил Фоменко с его комитетом сборных. В свою очередь Михаил Фоменко решил тоже подстраховаться коллективом – объявил о скором опросе старших тренеров украинской Премьер-лиги. После которого его комитет коллективно подумает над их мнением….
Сами понимаете, при таком коллективном мозговом штурме о переговорах с кем-то калибра Марчелло Липпи говорить не приходится. Да и приглашение иностранца – это риск, на который коллективный разум не способен по определению.
В украинских околофутбольных кругах вяло обсуждают кандидатуры Павла Яковенко, Николая Павлова, Михаила Фоменко и даже Мирчи Луческу. Некоторые, как Николай Павлов, эти разговоры опровергают. Остальные просто пропускают их мимо ушей.
Наиболее конкретен был как всегда Олег Блохин. Он прямо сказал, что при разговоре в Федерации футбола назвал кандидатуру своего преемника. Но открывать это имя прессе не стал. Одно прямое слово может пересилить несформировавшееся коллективное мнение. А может, и нет.
Но что-то подсказывает, что Блохин назвал имя Юрия Калитвинцева.
И очень надеюсь, что на бразильский чемпионат мира сборная Украины будет пробиваться не под руководством коллектива равноправных тренеров по примеру сборной СССР образца 1982 года…