«Довели девчонку!», - я поймала себя на мысли, что помимо огромного сожаления, испытываю именно эти чувства. Просто душераздирающие рыдания Вики Комовой после объявления оценок били по нервам. Теперь ее, нашу главную надежду на золото в личном многоборье, затерзают вопросом: могла ли она выиграть это вожделенное золото? Как терзали и до Игр: сможет ли?
Могла. Но ошиблась. Завоевала серебро. Это Вика скажет сразу после награждения. Вымученно, но честно.
Нам – мало, ей – тем более. Утешения нет.
Россия в личном женском многоборье лишь дважды завоевывала медали – в 1992 году это была Татьяна Гуцу, золото, а в 2004-м Светлана Хоркина, серебро. И никогда раньше не выигрывала сразу две медали в многоборье. (Когда-то это семь раз удавалось советским спортсменкам, а один раз они даже заняли весь пьедестал - в 1960-м).
Обидно, обидно, обидно… Комова повторяла эти слова много раз.
Как жаль – повторяли все, кто переживал в эти дни за гимнасток, вернувших своих мастерством утерянные позиции России на гимнастическом помосте.
«Надо себя корить. Чего на кого-то валить? Если я так сделала, допустила погрешности, судьи так и отсудили», - говорила Вика перед поездкой в Лондон, вспоминая, как проиграла другой американке – Джордин Вибер (здесь она не попала в финал, потому что страна имеет право выставить только двух спортсменок) на осеннем чемпионате мира.
«Надо себя корить», - повторит она снова в Лондоне.
А Алия Мустафина в Москве говорила о том, что вернулась после травмы другой и обещала бороться.
И – боролась.
«Довольна всем, за исключением бревна. Что касается Дуглас, выигравшей золото, она выступила просто фантастически. Когда я выходила к бревну, возможности вмешаться в борьбу за золото уже практически не было. Бревно – коварный снаряд».
Дуглас прошла ровно везде, в том числе и коварное бревно. Напористость американок часто изумляет, но их гимнастика кажется уж слишком однообразной: напор, еще напор. Но в Лондоне именно этот напор принес им уже два золота.
- Американки идут по атлетической схеме воспитания, - говорит старший тренер женской сборной Александр Александров. - Если посмотреть - ни линий у них хороших нет, ни изящества. Как решили: давайте будем качаться, чтобы мы были физически намного крепче, чем все остальные, так все и работают над этим. Исключением у них была Настя Люкина, но это и понятно – как раз наша школа. У нас все-таки больше идет классическая работа. Но нужно, конечно, физически прибавить. Страшно ли было нам, тренерам? Мы знаем всегда слабые места спортсменок, знаем, где может произойти ошибка. Выходишь и ждешь, пройдет или нет? Вот так же и у девчонок были слабые моменты, болячки, которые не позволяли делать тот же, например, опорный прыжок с блеском. Вика прыгает его из-за травмы совсем недавно, на два дня соревнований ее хватило, сегодня – потеряла полбалла. Эта потеря как раз и не дала возможности завоевать первое место. Я надеялся, что Комова выиграет. Это была не случайная надежда на «авось». У нас есть базовые оценки, по ним можно «считать» старт. Так вот, если бы Вика сделала все, что может, то получила бы наивысшую сумму баллов. У нее по четырем снарядам самая сложная программа в мире. Но ошибаться нельзя. Американки шли, как гладиаторы. Девочки не сдавались. Я рад за Мустафину – перенести такую травму, восстановиться и получить медаль на Олимпийских Играх… Не каждый мужик такое выдержит. Может, эта бронза для нее дороже, чем золотая медаль.
«Все у нас как-то не вовремя», - эту фразу обронит в нашем разговоре еще после чемпионата Европы личный тренер Комовой. Геннадий Елфимов говорил тогда о том, что Вика растет. День ото дня повышалось ее мастерство, но это мастерство надо было все время «подкручивать под новый формат. В гимнастике это очень сложно.
- За последний год произошли и внешние, и внутренние изменения, - говорит и Алия Мустафина. - Я выросла, немного поправилась. И стала совершенно по-другому работать на всех снарядах. Прежняя гимнастика была ближе к детской. А после травмы – началась взрослая. Стало тяжелее работать. Может, потому что не привыкла еще к новым своим форматам, внутренним ощущениям. Я к ним тоже примериваюсь еще. Женственнее стала, а это тоже какой-то другой поворот. Побаиваюсь? У меня такого не было никогда.
*****
Больше всего не хочется, чтобы мы начали искать сейчас «причины поражения». Какая-то выпестованная нами оголтелая медальная бескомпромиссность: только первое место, остальное – не считается, должна все-таки уйти в прошлое. Есть олимпийская борьба, есть сильнейший. В четверг победила американка Дуглас, не стоит даже кивать в сторону судей.
…А дрожащая от слез Вика Комова – совсем не слабость духа и показатель того, что нужно срочно обратиться к психологу. Невыносимое, отчаянное, но такое неотъемлемое от Игр, горе проигравшего.