Прогуливались мы с огнем в одном направлении. Кто его знает, почему он так действует? Не один уже раз вживую в разных странах наблюдая, как вспыхивает олимпийская чаша, теперь идя в пяти метрах от факела – этой, по сути, просто большой зажигалки, - не видя за головами людей даже тех, кто его несет, я все время улыбалась. Думаете, одна я?
Не верьте, что лондонцы безразличны к Играм! Просто везде и всегда есть разные люди – те, кто морщит нос на все, и их полные противоположности, радующиеся любой возможности просто радоваться. Последних в Лондоне сейчас больше.
Бестолковых людей тоже везде хватает. На любых Играх обязательно есть, например, водители официальных автобусов, которые абсолютно не в теме – маршруты им неизвестны. 150 километров ехали в Лондон наши пловцы на автобусе от места сбора. Толкались в пробках, изучали светофор за светофором, а потом водитель заблудился. И на каждом разноглазом спрашивал у велосипедистов и прохожих, куда ему ехать. А потом, как рассказывают пловцы, просто остановился у первых попавшихся ворот, бросил руль и побежал выставлять багаж вон из автобуса. Изумлению спортсменов не было предела, терпению тоже – автобус туалетной кабинкой не оборудован. Водителя удалось вернуть к рулю, указав дорогу в верном направлении. На церемонию поднятия российского флага пловцы опоздали.
У премьер-министра Медведева, наверное, хороший водитель. В первый соревновательный день Игр премьер приехал сначала на игру волейболисток, а потом – в Олимпийскую деревню на встречу со спортсменами, в этот момент там присутствующими – баскетболистками и гандболистками, основательно тряханувшими нервную систему тренеров и болельщиков, прыгунов в воду…
Наши девчонки взяли Медведева в плотное кольцо – как потом выяснилось, планы были далеко идущими: надо было устроить для каждой фотосессию. Актуальный вопрос после обмена напутствиями и обещаниями озвучила Илона Корстин: «Можно с вами сфотографироваться?». И – понеслось!
В это время руководитель Российского олимпийского медицинского центра Сергей Архипов, в лаконичном стиле успел рассказать, что он с коллегами использует самую современную физиотерапевтическую аппаратуру, и вообще центр укомплектован по высшему разряду. Открыт центр круглосуточно, медики живут там же. Медицинский центр находится на первом этаже здания, а жилые комнаты - на втором.
- Много ли обращений? Я работаю, спортсмены тренируются. Раз я работаю, значит, приходят. Раз работа получается, значит, они тренируются. Цепочка проста. Трудно сказать, какие дни нас ожидают самые серьезные – первые или последние. Да, усталость и проблемы могут накапливаться. Но здесь живут люди, привыкшие ждать, побеждать и проигрывать, психологически готовые к борьбе.
Вообще Архипов разговаривать не очень хотел. Оно и понятно, скажешь, что Иванов заходил – потом Иванова замучают. Лечить боль надо без дополнительных криков.
О готовности к борьбе в этот день много чего мог рассказать и Евгений Трефилов, тренер наших гандболисток. И говорил – сначала сразу после матча с Анголой, в котором удалось выиграть путем не самым прямым. Его очередной перл будут помнить теперь долго: «Повлияла безалаберность и бестолковость русских! Смотрели "Кавказскую пленницу"? Шашлык - пиши: выкинула в пропасть. Семь мячей вели - пиши: выкинули в пропасть!».
Затем – в международной зоне Олимпийской деревни.
- А здесь-то пожиже будет, чем в Китае. В Китае заходишь, там все подогнано, плиточка к плиточке, офицеры, кгбэшники около каждого подъезда. А здесь - все более демократично. Свободы больше. И паркет другой, и обед другой. Думаю, достаточно экономно все сделано – нет, нормально сделано, но – не с шиком.
- А что для русского лучше – когда демократично или когда с шиком?
- Я думаю, для русского свобода это, конечно, испытание. Но – все! Игры начались уже, некогда думать больше ни о чем. Это самое хорошее состояние. Самое страшное – ожидание.
- Вы-то первый пар сегодня выпустили, можно и успокоиться.
- Нет, если я успокоюсь, то меня выгонять надо. Если человек успокаиваться – все. Тренер должен все время чего-то опасаться: Кто обгонит? Кто опасность может представлять. Всех надо опасаться. Помощники, например, могут первыми стать…
-А почему вы не в гуще событий, стоите в сторонке от фотосессии и живого человеческого общения с руководством и премьером?
– Я же опытный солдат и знаю: лучше подальше от начальства, поближе к кухне.
И только я успела сказать, что Трефилов - мудрый солдат и спросить, а где здесь, кстати, кухня, как Виталий Мутко настойчиво пригласил Трефилова подойти в кружок, образовавшийся у нас за спиной. Фотосессия, оказывается, закончилась. Медведев перешел к более узкому общению.
- Слышал, у вас богатый русский язык, - не стал скрывать своих симпатий премьер. «Ругается, если что не так», - радостно подтвердили окружающие. Трефилов оправдываться не стал – правда жизни, куда деваться?
- Ну и хорошо, ну и нормально, - заметил Медведев. И тут же, обратив внимание на заклеенные пластырем пальцы тренера, участливо поинтересовался: «Вы били кого-то? Нет, ну вы хотя бы только ругайтесь, бить не надо…»
В общем, пошутили, посмеялись, но закончили на одной ноте – наши девчонки в деревне – самые красивые. «Хоть подиум для них строй», - выдвинул идею Трефилов. – «Да, мне вот прямо уходить не хочется, - подтвердил премьер. – Проходят мимо и чувствуешь сразу: наши идут! А вообще Лондон - хорошее место, надеюсь, для нас будет. Еще раз удачи всем. А вы (это снова Трефилову) - всех в тонусе держите!».
Хххххх
В первый же соревновательный день легенда Майкл Фелпс проиграл почти уже легенде Райану Лохте. Их спор – кто кого сделает на этих Играх, главный спор Игр. Ну, еще потом подтянется Болт со своими выяснениями отношений. Фелпс и Болт – конечно, не звезды, а целые планеты.
У Фелпса было обескураженное лицо. Только что, буквально какие-то часы назад он говорил журналистам, что первый старт – это всегда вызов. И что после некоторых изменений в тренировках он чувствует себя комфортней и рвется в бой. «Обещаю вам, скучно не будет». И вот впервые с 2000 года вообще не попал на подиум в финальном заплыве Игр. «Странно, что Майкл не финишировал вслед за мной и не занял второе место на пьедестале», - удивился в смешанной зоне Лохте, не прикрывая свое превосходство никакими дипломатическими лоскутками.
Скучно на олимпийском плавании, по определению, не бывает. Но бывает грустно. В тот момент, когда румяный Лохте, улыбаясь, раздавал интервью, при всей к нему симпатии, очень захотелось, чтобы Фелпс все-таки в споре победил. Мы трудно расстаемся с легендами. С одной стороны, за давностью их существования почему-то начинаем жаждать поражения, а с другой – представьте плавание без Фелпса. Конечно, оно будет более пресным. По крайней мере, до прихода другой нестандартной звезды.
Паршивый финал, как охарактеризовал его сам Майкл – наверное, не психологический срыв. Сам же Фелпс рассказывает, что у сборной Америки есть программа, которую можно назвать «Тренируй голову». Работа над психологией «убивает» нервы. «В финале на 200 м баттерфляем в Пекине мне в очки затекла вода, я не смог бы выиграть золотую медаль, если бы занервничал и четко не знал, что способен на все, нужно лишь сделать столько-то гребков до бортика».
Плавательная программа началась вообще лихо. Не попал в финал на 400 м вольным стилем чемпион мира-2009 на этой дистанции Пауль Бидерманн, обладатель пекинского золота и действующий чемпион мира на дистанции 400 м кролем кореец Пак Тэ Хван был сначала дисквалифицирован, потом, правда, олимпийская семья вернула его на дистанцию после протеста. А затем он стал вторым, проиграв китайцу, победитель Сунь Ян установил олимпийский рекорд и стал первым олимпийским чемпионам своей страны в мужском плавании. Шиканула на Играх и шестнадцатилетняя китаянка Е Шивень - стала олимпийской чемпионкой в комплексном плавании на 400 м, установив первый мировой рекорд на Играх в бассейне…
Тренируй голову, не тренируй, а Олимпийские Игры все же живут по своему сценарию. Кто пишет?