Ради него хотели поменять правила. Ввести, например, дополнительную, восьмую весовую категорию — абсолютную. Или разрешить выступать на Олимпиаде одному борцу сразу в двух видах программы — в вольном и греко-римском стилях. Но в итоге так и не решились на подобный эксперимент. Хотя в принципе парень стоит того, чтобы стать еще более уникальным, чем он есть сейчас...
В борьбу обычно приходят в раннем детстве. Кто-то в семь лет, кто-то — в десять. На Северном Кавказе это культовый вид спорта. Причем вольная в большей степени, нежели греко-римская. Каждодневный изнурительный труд на тренировках, мириады тонн сошедшего пота, жесточайшая конкуренция на любом соревновательном уровне. Будь ты трижды талантливым или прирожденным — ничего не изменится. Выходи, борись и побеждай. Вне зависимости от обстоятельств, грязных приемов соперника и прочих факторов, которые загубили не один талант. Каждый хочет победить. При этом победы этой он желает достичь любой ценой.
У Биляла Махова было не очень борцовское детство. Родился он в кабардинском селе Сармаково. Отец прививал ему любовь к спорту с детства: с четырех лет будил в шесть утра — и вел во двор делать зарядку. Затем Билял пускался на пробежку по району, а это километров пять. Следом — турники. А потом мальчик... шел в школу. Изрядно подуставший, садился за последнюю парту. Но спать было нельзя, потому что главным условием мамы было: «Нет хорошей учебы — нет спорта!». Поэтому парню пришлось учиться на «пятерки» и «четверки».
В доме у Маховых стояло пианино. И мама, не желавшая, чтобы сын по традиции региона учился ломать уши, давала Билялу уроки музыки. Потом Жанна Мухажидовна наведалась в школу и после урока подошла с Билялом к его учителю музыки: «Вы не позанимаетесь с мальчиком дополнительно?» Учитель опешил: «У ребенка нет слуха. Зачем сажать его за пианино — все равно ничему не научится!» Билял обиделся: «Я, если позанимаюсь, научусь чему захочу!» И сел дома за клавиши. Отрепетировал мелодии. Сыграл маме. Потрясенный педагог согласился заниматься с упорным мальчиком дважды в неделю после уроков. Мама видела сына интеллигентным юношей, который вот-вот поступит по окончании школы в престижный вуз и по его окончании пойдет вверх по карьерной лестнице. Борцовскую секцию Билял посещал скорее для общего физического развития. Потом семье пришлось перебраться в Армавир, где мама стала работать заместителем главы администрации города. Уроки фортепиано продолжились, а количество прочитанных книг стало расти день ото дня.
Так продолжалось до 2002 года. Пока в Армавир с «гастролями» не завернуло первенство Южного федерального округа по вольной борьбе среди юношей. Сборную Дагестана туда привез Магомед Гусейнов — нынешний главный тренер сборной России. На одной из тренировок к нему подошел молодой, рослый, нескладный и рыхлый мальчишка. Сказал, что его зовут Билял и он хочет приехать в Хасавюрт, чтобы заниматься борьбой. Гусейнов посмотрел его в деле. Один из коллег, когда увидел Махова, сказал тренеру: «Посмотри, какой он нескладный, — он не будет бороться». Гусейнов все же решил рискнуть и отправился к родителям парнишки на встречу.
Мама Биляла была потрясена. Сын, говорит, у меня воспитанный, домашний, умный, на пианино играет, исторические книги читает, хочу сделать из него нормального человека. А Гусейнов ей отвечает: мол, а нас, извините, вы считаете ненормальными? Встреча закончилась ничем. Гусейнов вернулся в Хасавюрт без Махова, оставив на всякий случай телефон.
Через четыре дня раздался звонок: «Это Билял. Я на автобусном автовокзале Хасавюрта. Куда мне идти?»
Тренер приехал за ним на машине и первым делом спросил, разрешила ли мать переехать. И тут Билял схитрил. Сказал, что все нормально. На самом деле он сказал родителям: «Съезжу на сборы в Хасавюрт — а через две недели вернусь». И только через три месяца позвонил маме и сказал: «Я остаюсь», фактически поставив ее перед фактом.
В последующие три года Биляла ждала кропотливая, изнурительная работа на тренировках. Жить ему довелось в интернате, но Гусейнов относился к нему как к сыну. Надо знать тренера: для него это означает жесткие требования и полное отсутствие похвалы. «Выиграешь две Олимпиады — похвалю» — эти слова Билял слышит до сих пор после каждой своей победы.
Первый успех пришел в 2005 году. Он последовательно выиграл чемпионаты России среди юниоров по вольной и греко-римской борьбе, а также первенство мира по вольной и «бронзу» аналогичного турнира в «классике». Причем две последние победы разделяли всего два дня. В
Меж тем в то время в весовой категории до 120 кг запахло жесткой конкуренцией. В 2007 году Билял добавил к своим титулам звание чемпиона России и чемпиона мира, став самым реальным претендентом на поездку в Пекин-2008.
В конце 2007 года Махов вместе со всей сборной Дагестана сел в Махачкале на учебно-тренировочный сбор в Центре олимпийской подготовки. За неделю до старта Мемориала Ярыгина — стартового турнира у вольников, который фактически является одним их определяющих в выборе состава олимпийской сборной. В Махачкале у Биляла случилось острое пищевое отравление — по крайне мере, такой диагноз поставили врачи. Особого значения этому не придали. Борец отправился в Красноярск, однако там ему стало хуже, и он сумел взять только бронзовую медаль. Потом ему пришлось пройти долгий курс очищения организма. Через полгода он снова в ЦОПе — на сборе перед чемпионатом России, который считался отборочным олимпийским. И снова врачи диагностируют у него отравление. Два дня Билял провалялся без сознания и не смог в полную силу отработать на ковре. Выиграв при этом «бронзу», между прочим. Углубленное медицинское обследование в Москве выявило
Лечение выбило Биляла из колеи почти на год. В