Неожиданное для многих появление в середине 2011 года второй национальной сборной многие поначалу в шутку объясняли необходимостью скорейшего трудоустройства Юрия Красножана. Но то, что выглядело скверным анекдотом, оказалось угрюмой явью.
Невнятный календарь игр, сверстанный уже по ходу сезона график сборов «вторых», а самое главное, неясность критериев оценки качества проделанной тренерским штабом работы (ведь турнирных задач вторая сборная не решает) — все это привело к тому, что главной интригой стали не результаты, а столь мелкие, ничтожные, наносные вопросы, что о них и говорить было бы стыдно. Если бы не одно «но»: говорить больше реально не о чем.
Итак, главный нерв, которым нас активно пичкали на протяжении полугода: когда и как будут общаться Адвокат и Красножан. Тренер первых и главных — с тренером вторых. Тех, кто, по замыслу, является ближайшим резервом. Воспринимать создание второй сборной как возможность Дику Адвокату посмотреть всех потенциальных сборников в одном месте — это несерьезно. Дик ведь и сам приезжает на матчи ЦСКА, «Динамо», «Зенита», «Локомотива», много кого еще. Увидеть игроков сборной в клубе намного ценнее, чем в сборной-посреднике...
Но ведь есть и другая сторона: посмотреть, как будет себя вести потенциальный сборник в новых, не привычных для себя сочетаниях — тоже ценно. Об этом вам не только любой тренер любой сборной скажет. В августе матч первой сборной начинали в 19 часов, а второй — в 21 час. Говорили, чтобы Адвокат успел посмотреть. Представить себе, что соберутся трибуны на матч в будний день (!) в Нижнем Новгороде (!) в 21 час (!), довольно сложно. Они и не собрались. Да и Адвокат не посмотрел...
Не беда, посмотрит потом в записи. Если захочет. А не получится — всегда есть возможность поговорить с тренером второй сборной. Но тут какие-то проблемы с коммуникациями. Красножан скупо отвечал на вопросы журналистов на протяжении всего года. Мол, готов говорить с Адвокатом. Просто пока, видимо, у него не было возможности, но я всегда готов. Дик Адвокат вообще не понимал, зачем ему общаться с тренером второстепенной команды. Мне, мол, логичнее с тренером молодежки встречаться.
* * *
Рассуждать о гигантских гонорарах футболистов «Зенита», на мой взгляд, давно уже стало дурным тоном...
Но факт остается фактом: сложно не согласиться с теми представителями команды, которые на условиях анонимности признают наличие следующего печального тезиса. «Зенит» обходится владельцам чуть ли не как «Челси». Но управляемости у этих миллионеров — на много порядков меньше.
Кто-то удивлялся страшному позору, который испытал «Зенит» во время сентябрьского вояжа на Кипр. А вот генеральный директор питерцев не удивлялся, а нашел простое объяснение. Разумеется, сделанное через финансовую призму.
Он посетовал на скупость УЕФА, который платит не так уж много премиальных. Точнее, много, но меньше, чем «Газпром» в матчах внутреннего первенства.
— За одно только участие в групповом этапе каждая команда получает бонус в 5,5 миллиона евро. Выход в стадию плей-офф сулит увеличить эту цифру до 15 миллионов. Это серьезные деньги для любого клуба, включая «Зенит». Естественно, часть премиальных завязана на общем результате, но какая-то определяется и исходом конкретного матча. Такая же система в «Зените» принята и во внутреннем первенстве. Но могу сказать, что премиальные в чемпионате России выше, чем в групповом турнире Лиги чемпионов.
Вот ведь негодяи трудятся в структурах УЕФА! Жадничают, и именно потому-то наши «звезды» и не могут позволить себе биться на поле.
Более того, если вы полагаете, что финансовый стимул у игроков сейчас на втором месте, вы горько ошибаетесь. По словам господина Митрофанова, далеко не на втором:
— Когда зарплата футболиста составляет
Вот тут уж точно не поспоришь. Когда человек деньгами, что называется, перекормлен, уже не поможет ничего.
* * *
Главный куратор всего российского судейского безобразия — известный в прошлом арбитр итальянского розлива Роберто Розетти. Он кажется весьма славным малым. На первой же пресс-конференции он произвел впечатление на всех полным отсутствием хоть какого-либо количества внятной и законченной информации, но при этом всем показался контактным, открытым и вменяемым персонажем. Все журналисты, кто бывал у него в кабинете на четвертом этаже Дома футбола на Таганке, рассказывают, сколь радушно принимает он гостей. Правда, не слишком регулярно. Да и далеко не всех. Пододвинет вазу с конфетами, скажет что-нибудь типа: «Мы, судьи, не так богаты, как футболисты». Вроде и на вопросы ответит, да все равно сюжетов без ответа останется намного больше, чем с проясненными до конца деталями.
Жить по принципу «своих в обиду не дам» стало для Розетти правилом довольно быстро. Если первые пару месяцев он избегал любых комментариев, легко объясняя молчание тем, что только входит в курс дела, то очень скоро стал молчать уже по-другому:
— Я мало комментирую судейскую работу, потому что я не футбольный комментатор. У меня много дел...
Дел у господина Розетти и в самом деле очень много: он смотрит все восемь матчей тура (то есть на это требуется — подсчитать несложно — двенадцать часов в неделю), ездит на футбол на матчи первой лиги отсмотреть работу перспективных арбитров, общается (преимущественно по телефону) с судьями высшего дивизиона.
— О чем общаюсь с моими арбитрами? Об этом говорить не буду. Это остается между нами. Я не желаю, чтобы подробности личной беседы фигурировали в прессе.
...Мы, само собой, не требуем публикаций стенограммы всех рабочих переговоров руководителя судейского корпуса. Да и комментариев ждем не по каждому спорному эпизоду игры, а по самым, что называется, резонансным. Таких один-два за каждый тур наберется.
* * *
Мало кому судьба дарит такой шанс: учиться становиться тренером не на команде из какой-нибудь первой или второй лиги, не на молодежном составе, а сразу на одном из фаворитов первенства.
А «Спартак» — даже в разобранном состоянии — все равно всегда в числе претендентов на высшие строчки.
В силу разных обстоятельств, в силу специфического менеджмента в красно-белом клубе Карпину судьба такой шанс дала. Почему он не воспользовался им в полной мере? Тут причин, на мой взгляд (а я в данном случае выскажу все-таки свою субъективную оценку), несколько. Но главная кроется в том, что Карпин, трудоголик по натуре, готов хвататься за что угодно, а лучше — за все сразу. А неспособность понять, что для тебя первично, что вторично, в итоге просто распыляет твои усилия. Выхлопа много, результата — меньше.
Многие из журналистов видели, как Карпин сам носит с помощниками ворота на тренировках. Ничего страшного и из ряда вон выходящего в самом этом факте вовсе нет. Но это — как раз символ, как раз проявление того порядка вещей, что сложился в клубе. Карпин с весны 2009 года — и главный тренер, и генеральный директор. Он готов хвататься за любые большие и маленькие проблемы в клубе. В итоге у «Спартака» нет все эти годы толком ни директора, ни тренера. Карпин берется за решение всех вопросов (включая порой даже распределение vip-билетов на «вкусные» матчи) — в итоге многие вопросы до конца не доводятся.
Не секрет, что директора команд иногда созваниваются. Ну мало ли какие вопросы возникают вне поля. Карпину из других клубов звонят не так часто, Карпин иногда звонит. За советом, за консультацией, за какой-то помощью. Помнится, отменили Акинфееву ошибочно данную желтую карточку. Отменили уже не на поле, а после соответствующих разбирательств. Была такая история, которая уже, наверное, позабылась сегодня — в самом деле, мало ли у нас несправедливых «горчичников»? Проходит пара дней, Карпин звонит директору ЦСКА Бабаеву с вопросом:
— Слушай, Ром, а с кем и как вы договаривались? Через кого заходили?
— Валер, ни через кого... Официально все было, ты же ведь сам за это голосовал на общем собрании...
— Да? Я голосовал? А... ну тогда извини...
Это обычная для Карпина история. Удержать в голове абсолютно все дела команды Валерий Георгиевич не может. Но делегировать кому-то часть полномочий решиться не может. Или просто не умеет.
Во время летних сборов «Спартак» проигрывал свои контрольные матчи каким-то малоизвестным командам. Причем проигрывал за счет каких-то нелепых ошибок в обороне отдельных игроков. В частности, раз за разом ошибался новоприобретенный Родри. Один из прикомандированных к команде журналистов уточняет у представителя тренерского штаба, что это за футболист, по вине которого в ворота красно-белых влетают мячи один за другим. Ему поясняют, что это Родри. Записывает в блокнот: «Родри».
Вечером в холле отеля корреспондент берет интервью у Карпина. Осторожно уточняет:
— Зачем в команде игрок, который ошибается при каждом касании мяча?
— У нас нет таких игроков.
— Но ведь все голы забиты по вине Родри?
— Кто вам сказал это?
— Люди из вашего же тренерского штаба...
Перепрыгнули на другие темы, интервью плавно потекло дальше. Но ситуация получила неожиданное развитие наутро. Карпин отыскал журналиста в столовой:
— Можно тебя на секунду?
Вывел его на улицу, где шеренгой выстроены все (!) представители тренерского штаба:
— Покажи, кто тебе это сказал?..
* * *
Все желающие побывать на встрече с Николаем ЯРЕМЕНКО смогут это сделать в субботу, 5 ноября, начиная с 18.00 в развлекательном центре «Корстон».