Формат матча обсуждали довольно долго. Кто-то говорил, что надо собрать всех партнеров Андрея Валерьевича и этой командой дать бой сборной «заклятых соперников», в которую вошли бы такие игроки, как Веретенников, Семак, Лоськов, — те, против которых он и играл в лучшие годы. Другие советовали чуть ли не сборную мира пригласить или игроков красно-белых разных поколений. А Тихонов и здесь, словно на футбольном поле, всех удивил. Взял да сыграл прощальный матч в рамках официального матча чемпионата России против «Крыльев», которым отдал не один год своей карьеры.
В этот день Тихонов затмил популярный клуб. Зрительская аудитория, по количеству чуть ли не втрое превосходящая стандартную для домашних матчей «Спартака» цифру, шла на Тихонова. Эти 40 с лишним тысяч человек хотели вновь, пусть и в последний раз, увидеть Андрея в красно-белой футболке и сказать ему спасибо.
Перед стартовым свистком на экранах показали видеоклип, посвященный Тихонову. Болельщики смогли вновь увидеть и красивейший гол Андрея «Интеру», когда после сильнейшего удара мяч сначала попал в штангу, а затем от спины Пальюки залетел в сетку. И гол в ближний угол в обвод стенки Березовскому на «Петровском», позволивший догнать «Аланию» в чемпионской гонке. И «золотой» гол все той же «Алании». Вспомнили и матч с «Силькеборгом», в котором Тихонов сначала забил два гола, а после удаления Нигматуллина встал в ворота и намертво взял сложный мяч, сохранив для команды победу (3:2).
Трибуны пестрели баннерами. «Ты в наших сердцах навсегда, капитан», «Игрок 31.10.92. Капитан навсегда. Продолжение следует», «Его пример другим наука». «Спасибо, капитан». Естественно, было множество
А перед стартовым свистком на трибуне В выложили белыми шариками фамилию «Тихонов» на красном фоне. Выглядело очень эффектно. А диктор за несколько секунд до матча прокричал: «Вперед, „Спартак“! Сыграй за Тихонова!»
Впрочем, играть за него необходимости не было. Андрей Валерьевич, которому совсем скоро стукнет 41, был одним из лучших на поле. Никакого намека на товарищеский статус встречи с неизменными 7:7 в концовке не было. Соперники уважали, но вовсе не старались беречь Тихонова. Как и он их. Не верите — спросите у Антона Бобра (кстати, единственного игрока самарцев, выходившего когда-то с Тихоновым на поле в одной команде), который долго не мог подняться с газона после столкновения с Андреем Валерьевичем.
Уже на
Но Андрей не унимался, успевая и на своем фланге отрабатывать, и справа появляться, и на позиции центрфорварда отметился не раз. За что и был вознагражден. Тихонов сделал сильный прострел в штрафную чуть ли не от углового флажка, а Макгиди с лету вогнал мяч в сетку. 2:0! Для полного счастья оставалось только забить самому. «Вот бы сейчас пенальти!» — пронеслось в голове. Но сразу вспомнилось, что еще перед матчем Тихонов говорил, что в случае назначения
Неумолимо приближался конец тайма. Кто заменит Тихонова? Большинство склонялось к тому, что на поле выйдет Паршивлюк, которому Андрей Валерьевич передаст капитанскую повязку. Но вышел Козлов, и в этом тоже можно найти символизм — самый опытный спартаковец передал эстафету самому молодому.
Момент замены Тихонова смотрелся словно в замедленной съемке. Вот обнял партнеров, похлопал по шее сменщика, обнялся с Карпиным и тренером гостей Кобелевым и, смахнув скупую мужскую слезу, в последний раз посмотрел на поле глазами игрока.
Затем были торжественные речи и слова благодарности, которые Андрей адресовал болельщикам и клубу. Рев трибун после слов Тихонова: «Спартак» всегда лучший!" Караоке на 40 000 глоток, певших вместе с ведущей Ритой Митрофановой: «До свиданья, наш доблестный Тиша». Учреждение клуба легенд «Спартака». Вручение первых именных перстней: № 1 — Романцеву, № 2 — Черенкову и № 3 — Тихонову. Был круг почета, который под аплодисменты трибун Тихонов совершил с сыновьями Денисом и Мишей — воспитанниками, кстати, спартаковской академии.
Но больше всего тронули слова председателя совета директоров «Спартака» Леонида Федуна: «Андрей, если уходишь ты, то что делают на спартаковском поле остальные?»
И пусть это был всего лишь красивый словесный реверанс спартаковского босса, доля истины в нем, несомненно, есть. Сказать, что вместе с Тихоновым ушла эпоха, — было бы слишком высокомерно и пафосно. Он действительно был последним представителем золотой эры «Спартака», но спартаковская история, к счастью, на этом не заканчивается. В академии подрастают его сыновья. А сам Андрей Валерьевич, даст бог, рано или поздно возглавит родной клуб...