...Возвращаться — дурная примета лишь перед дорогой. Возвращаться в спорт после перерыва — удел сильных. Позади провал в Берлине-2009 на летнем чемпионате мира и в мартовской Дохе-2010 на зимнем. Позади и соревновательная тишина.
Она вернулась в сектор в феврале. Это было странно и завораживающе. Легкоатлетический манеж ЦСКА, замерев, хлопал при разбеге Елены Исинбаевой во время первого после девятимесячного перерыва официального старта двукратной олимпийской чемпионки,
— За время соревновательного перерыва я отдыхала лишь первый месяц. А потом усиленно тренировалась, в основном исправляя техническую сторону прыжка, — отчитывалась Лена после победы. — Благодаря передышке можно было наконец сделать то, что нужно, и даже немного больше. То, что мы с тренером проделали такую огромную работу, надеюсь, принесет большие плоды.
Тренер Виталий Петров также не скрывал оптимистических прогнозов на будущий сезон. «Я согласен — уходить с поля боя нельзя. Но нужно было залечить себя. Нужна была свежая кровь, не физиологическая, а в мозгах, если так можно сказать. Я не боялся. Говорил только одно: смотри, чтобы веса лишнего не было, ведь будешь страдать сама. Большой вес — значит, нужно больше тренироваться, да еще бояться, что не выдержат связки. Приехала Лена в норме — 64 килограмма, это был хороший сигнал. Девчонку же сразу видно, когда она недерганая. И потом, она сразу сказала: я в 8.30 на тренировке. А обычно мы тренировались с 10. Не опаздывала, сменила все: график, облик, отношение. Ей нужно было почувствовать, что начинается другая жизнь. И важно было не перегореть в работе, не заржаветь, ведь Лена не привыкла к такой работе, обычно через два-три месяца подготовки — старт».
...В Москве под те самые аплодисменты зрителей Елена показала лучший результат сезона в мире. А через месяц внезапно рассталась с тренером Виталием Петровым и вернулась к первому тренеру — Евгению Трофимову. С ним спортсменка столь же внезапно, в момент наивысших рекордов и достижений, рассталась пять лет назад. И вот в Прощеное воскресенье, словно следуя законам жанра мелодрамы, звезда появилась у Трофимова. «Надо поговорить».
«Если честно, то интуитивно я чувствовал, что Лена делает робкие попытки вернуться, еще год назад, — мы разговаривали с Евгением Васильевичем на следующий день после озвученного решения Исинбаевой и Трофимова. — Но долгое время ее уход, вся эта ситуация были для меня открытой раной, я сторонился и не шел на контакт. А в какой-то момент почувствовал, что время действительно лечит. И уже когда видел ее прыжки — спокойно реагировал. Я успокоился. А в тот день раздался звонок: „Евгений Васильевич, вас Лена Исинбаева беспокоит, хочу встретиться, поговорить“. — „Лен, если ты по поводу воскресенья, я тебя прощаю“. — „Нет, надо встретиться, у меня проблемы...“ — „В этом точно есть необходимость, уверена?“ — „Да, есть“. Дело, конечно, не в воскресенье, просто пять лет прошло, раны зарубцевались. И я поехал. Посидели в ресторанчике, она рассказала свою историю в двух словах: накушалась так этой заграницы, что дальше некуда. Проблем стало слишком много. И она тренеру Петрову сказала: я больше работать с вами не буду. Я, честно говоря, удивился. „Ты как это, — спрашиваю, — заранее сказала, до разговора со мной?“ — „Да. Потому что я хочу, чтобы вы меня взяли назад, а если не возьмете, я заканчиваю со спортом“. В тот день я не стал ничего обещать, сказал, что должен подумать, посоветоваться. А 8 марта она пришла уже с родителями. Переговоры закончились мирным подписанием».
■ ■ ■
Лена начала выступать. Два старта выиграла, с одного снялась, на одном — «забаранила». Тот самый случай, что, какой бы вывод мы ни сделали со стороны, он может быть ошибочным.
Еще Трофимов скажет, что нужно было войти после перерыва в соревновательный ритм. Что все основные проблемы — и с травмами, и, главное, с психологией, — позади. А впереди, он не сомневается, мировой рекорд. Когда? Вопрос лишь времени. Непредсказуемого, можно добавить, как и сама Исинбаева.
Берлин-2009 она провалила, как школьница. А меньше чем через две недели установила новый рекорд: 5,06. Причем сделала для этого все три прыжка: 4,71, затем — 4,81, и — 5,06!
■ ■ ■
Гении — слишком тонкая структура для попыток понять, как, что и почему они делают.
Но крайности всегда смущают. Даже в гениях. Исинбаева, как и заведено уже, вновь будет держать нас в напряжении. Выиграет ли у себя самой, прежней? Вернется ли звезда Исинбаева? По логике развития сюжета, она должна теперь вновь заблистать — и не надо даже на пять лет, достаточно на три, до 2013 года, который Лена давно объявила годом окончания великой карьеры. Именно в этом году Москва встретит чемпионат мира по легкой атлетике.
Тренер Трофимов, конечно, рисковал, приняв Лену обратно. Потому что, если она сейчас не начнет выступать на должной для себя высоте, то виноватым окажется именно он.
Когда-то тренер Петров, получив рекордсменку мира, начал корректировку техники. Нынче Трофимов пытается вернуть все на старые проверенные рельсы. Говорит: не боюсь, работаю с душой, верой, как и раньше. «Почему Лена не пришла к вам сразу после срывов? Девять месяцев тренировок с Петровым, начало сезона, вроде бы многообещающие интервью с уверениями, что все в порядке. Это не паника?» — вопрос этот все-таки не давал покоя. «Она созревала, не оставляя надежду, что сможет справиться. Кривая вытащит... Хотя наполовину была готова. Только я не давал повода для сближения. Она ждала случая, а он не представлялся. Человек привык, что вокруг ходят люди, которые постоянно делают комплименты, добиваются встречи. Это удел звезды, это можно понять. Но я-то этого не делал. А сейчас, видимо, поняла, что если не совершит решительный шаг, то может неудачно закончить столь блестящую карьеру. „Если не возьмете — заканчиваю“. Такие слова так просто не произносят. И еще: на такой поступок способны очень сильные люди. Переступить через гордыню, амбиции, обиды... Ведь учтите, что долгое время свои обиды она заземляла на меня: вот, я ушла, начались проблемы. Хотя сама и стала инициатором всех неудач».
■ ■ ■
На последнем перед ЧМ этапе «Бриллиантовой лиги» в Лондоне (Елена там не выступала) лишь пятой стала лидер стартов Сильке Шпигельбург с прыжком на 4,63. Гречанка Николета Кириакополу установила национальный рекорд — 4,71. Наша Светлана Феофанова взяла ту же высоту со второй попытки, что позволило ей занять третье место. Фабиана Мюрер преодолела 4,71 с первого раза и стала второй, а победила американка Дженифер Сур (бывшая Стучински) — 4,79. Именно ей принадлежит сегодня и лучший результат сезона в мире — 4,91. И слова о том, что преследовать фаворита — весело: «Я знаю, где она, но она не знает, где я». И еще — муж Рик Сур, который, как утверждают, сравнил соперничество супруги с Еленой Исинбаевой на чемпионате мира с фильмом «Рокки-4»...
Интрига Тэгу закручена женским шестом красиво. Хотя вопрос весьма прост: кто нынче фаворит, а кто преследователь?