Попытавшись понять, кто за что отвечает в нашем спортивном хозяйстве, оказалось, что даже юристов, профессионально разбирающихся в данном вопросе – от силы человек пять. Пообщавшись с некоторыми из них и продравшись сквозь частокол сложносочиненных юридических формулировок, начинаешь удивляться тому, как мы умудряемся до сих пор что-то выигрывать и выращивать чемпионов.
Дело в том, в сфере спорта напрочь отсутствует вертикаль власти. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, на которое обычно падает большинство шишек в случае неудач спортсменов, практически не имеет рычагов воздействия на других субъектов спортивного права. Министерство действует на основании федерального закона «О физической культуре и спорте». А все общероссийские спортивные федерации – в соответствии с законом «Об общественных объединениях».
Государство не имеет права вмешиваться в деятельность общественных объединений. Федерации участвуют только в «выработке и реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта», а действуют на основании собственного Устава. Минспорттуризм не может повлиять ни на назначение руководителей федерации, ни на подготовку спортсменов. В принципе, министерство может лишить федерацию государственной аккредитации. Но результатом этого действия будет столь громкий международный скандал, что вероятность его совершения стремится к нулю.
Только благодаря отдельному соглашению, которое не так давно заключено между федерациями по олимпийским видам спорта и Министерством, федерации берут на себя добровольную обязанность согласовывать кандидатуру главного тренера. И это – все! Получается полная ерунда - министерство выделяет деньги на подготовку сборных команд, а спросить за провал с федерации не имеет права. Красота – был бы жив Остап Бендер, наверняка бы сколотил какую-нибудь симпатичную федерацию типа «Меча и клюшки». Деньги получаешь, делаешь что хочешь, и взятки с тебя гладки.
Региональные спортивные органы власти тоже живут своей отдельной и непостижимой жизнью. Они подотчетны губернаторам своих краев, областей, республик, но не Минспорттуризму. Отнюдь не всегда региональные министры разбираются в спорте и стремятся его развивать. Виталию Мутко они не подчиняются, и могут вести свою политику в сфере спорта любым удобным им образом. Только по отдельному соглашению с субъектом федерации Минспорттуризм может согласовывать с ним главу их спортивного ведомства. Максимум, что может сделать министерство спорта – рассылать им свои рекомендации. А рекомендация – вещь, ни к чему не обязывающая: можно ей последовать, а можно и на гвоздике в туалете повесить…
Олимпийский комитет России, как и федерации, является общественным объединением, и так же независим от министерства спорта. Правда, его возможности, по сравнению с федерациями, гораздо скромнее. ОКР утверждает состав олимпийской делегации, ее экипировку, проезд, проживание и страхование спортсменов. Непосредственно подготовкой спортсменов олимпийский комитет не занимается – это задача федераций.
На самом нижнем уровне – муниципальном – «принятием и реализацией местных программ развития физической культуры и спорта» занимаются местные органы самоуправления. Которые, между прочим, выбираем мы сами. К сожалению, очень часто денег местного бюджета на спорт уже банально не хватает. Там обычно их не хватает даже на «социалку» и ЖКХ, поэтому спортивные достижения – отнюдь не первоочередная головная боль муниципалитетов. Вот и разваливаются здания детско-юношеских школ, вот и бегут тренеры от зарплаты в 5000 рублей. Выпускники спортивных ВУЗов толпами уходят в сферу фитнеса – там платят совершенно другие деньги.
Что же получается в сухом остатке? Корабль без руля и ветрил. Вроде бы у нас есть Министерство спорта, оно работает, но результаты его работы обычно не видны окружающим. Потому что на поверхности – спорт высших достижений с его ванкуверским провалом и одной золотой медалью пловцов на последнем чемпионате мира.
А ведь министерство практически стахановскими темпами строит новые объекты по всей стране. Так, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта на 2006-2015 годы» уже возведено более 500 сооружений. Ни один из субъектов федерации не может пожаловаться на то, что министерство не выделяет им субсидии на развитие материально-технической базы. Выделяет, причем процент этих субсидий может достигать 95%.
Также Минспорттуризм регулярно проводит массовые спортивные соревнования, такие как «Лыжня России», «Кожаный мяч», «Кросс наций» и др. С недавних пор министерство стало помогать субсидиями и детско-юношеским школам. Ведь именно там делают первые шаги будущие чемпионы, и именно на этом уровне мы теряем огромное количество талантливых детей. В министерстве это прекрасно понимают и пытаются склеить обломки развалившейся системы детских школ, хотя результат этих усилий будет виден не раньше, чем через 5-10 лет.
Занимается Минспорттуризм и «материально-техническим обеспечением, в том числе обеспечением спортивной экипировкой, финансовым, научно-методическим, медико-биологическим, медицинским и антидопинговым обеспечением спортивных сборных команд Российской Федерации». Проще говоря – обеспечивает «сборников» всем необходимым для подготовки. Повышены зарплаты не только спортсменам сборной, но и тренерам, и обслуживающему персоналу. Теперь суммы выплат достигают 120 тысяч рублей в месяц. Но почему-то и эти усилия министерства остались практически незамеченными.
Министерство делает то, что может в рамках российского законодательства. Но почему-то регулярно критикуется за то, во что вмешиваться не имеет права. Пока не будут четко, ясно и понятно определены все права и обязанности основных субъектов спортивного права, у нас так и будет твориться полный бардак. Пока у Минспорттуризма не будет реальных рычагов воздействия на те организации, которые отвечают за подготовку спортсменов сборной, спрашивать за их неудачи с Виталия Мутко не имеет смысла. Министр спорта не может научить спортсменов плавать, стрелять или бегать. Он может поднять зарплаты спортсменам и тренерам сборной, но не всем детским тренерам по всей стране – это задача местных органов власти.
Сейчас министерством спорта ведется работа по оптимизации взаимодействия между ним, федерациями и Олимпийским комитетом России. Хочется надеяться, что изменения, которые будут внесены в законодательство, позволят создать четкую и ясную систему управления спортом на всех уровнях власти. А пока простым болельщикам надо научиться поддерживать сборную в любой ситуации, вне зависимости от конечного результата.