Что же делать?”МК” специально для главы Российского футбольного союза (РФС) Сергея Фурсенко решил выделить 11 насущных проблем и обсудить их с серьезными экспертами. От тренерского цеха выступил глава Объединения отечественных тренеров Михаил Гершкович, от Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) — ее президент Сергей Прядкин.
1.Календарь
Из года в год одна и та же история: представители клубов утверждают проект календаря, а затем весь сезон его критикуют. Уральцы и сибиряки недовольны, что ранней весной и поздней осенью им приходится играть дома на промерзших полях. Южане протестуют против раннего начала матчей летом под палящим солнцем. Чего уж говорить о клубах, принимающих участие в еврокубках!
Что мешает договориться сразу?
Гершкович: “При составлении календаря необходимо отказаться от жребия. Он не может учитывать всех нюансов! В первую очередь надо исходить из интересов сборной. Ее игры чаще всего оказываются спаренными, и лучше бы матчи тура, предшествующего им, в воскресенье не проводить, чтобы в понедельник можно было начать подготовительный цикл. 1–2 дня очень важны. Также нужно постараться, чтобы перед ответственными играми в Лиге чемпионов и Лиге Европы командам не надо было отправляться в дальние выезды.
И климатическая проблема. Есть южные города, “Лужники” и “Олимпийский” в Москве, хороший манеж в Санкт-Петербурге. Там и надо играть в марте и ноябре! Лучше уж на искусственных, но ровных полях и при зрителях, чем грязь месить…”
2–3. Банкротства
Казавшиеся благополучными “Москва” и “Сатурн” канули в Лету. “Томь”, “Амкар”, “Крылья Советов” — букмекерам впору принимать ставки не на результаты матчей этих клубов, а на то, когда они в очередной раз заявят о своем плачевном финансовом состоянии.
Казалось бы, все команды перед стартом сезона проходят обязательную процедуру лицензирования, в ходе которой не только демонстрируют наличие соответствующего стадиона, но и подтверждают финансовую состоятельность. Увы: как мы могли видеть уже не раз, грош цена этим бумажкам…
Прозрачность бюджетов
Приблизительные бюджеты известны всем, но полностью рассекречивать доходные и расходные части никто из футбольных клубов не хочет. Первопроходцем стал ЦСКА, раскрывший было цифры пару лет назад, но его примеру не последовали. Глядя на это, свернули “прозрачный проект” и армейцы.
Частных клубов у нас 4: “Спартак”, ЦСКА, “Краснодар” и “Анжи”. И эти клубы, принадлежащие серьезным бизнесменам, вполне могли бы сделать бюджеты прозрачными. Впрочем, они скорее всего и не против. А что мешает остальным? Элементарное воровство, которое процветает у нас в футболе. Сидя на бюджетах, очень удобно тратить чужие деньги, покупая за несусветные деньги одноногих легионеров, платить зарплаты на уровне европейских грандов и получать с каждого трансфера и контракта привычный откат.
Прядкин: “Не перекладывая ответственности на РФС, я бы хотел отметить, что лицензированием клубов занимается именно Российский футбольный союз, что соответствует нормам ФИФА и УЕФА. Да, сотрудники РФПЛ принимают в этом участие, и в принципе мы только за ужесточение тех критериев оценки, которые позволят не допустить повторения ситуаций с исчезновением клубов.
Хотя могу сказать, что у “Москвы”, например, особых осложнений с финансированием не было, а причина снятия с турнира совсем иная. Владельцы просто свернули этот проект и даже не говорили о том, что у них есть недостаток в деньгах… У бюджетных команд — да, другие проблемы. И я абсолютно согласен, что будущее за частными клубами. Хотя и у них бывают проблемы”.
4. Качество трансляций
Обращали внимание, какова разница в картинках российского и английского чемпионатов? Скорости, мастерство, заполненные до отказа трибуны — этого дать нам телевизионщики не могут. Но элементарные приемы, много лет используемые на ТВ в Европе, вовсе не являются тайной за семью печатями. Разве сложно во время назначения штрафного показать, сколько метров до ворот? Или установить микрофоны таким образом, чтобы телезрители слышали пение трибун, а не матерщину игроков у бровки?
Порой повторы спорных моментов у нас предлагают посмотреть с камеры, установленной на другом конце поля. А бывает, что и вовсе не показывают. Гадайте сами: правильно ли назначен 11-метровый…
Часто можно услышать оправдания телевизионщиков, что количество камер на аренах зависит больше от принимающей стороны. Но что тогда мешает РФПЛ, заинтересованной в качественной демонстрации своего продукта больше остальных, заставить клубы установить эти камеры?
Прядкин: “Безусловно, мы требования к качеству картинки предъявляем. Стараемся влиять на это как можно активнее, с каждым годом все больше и больше. И видим улучшения. Но, наверное, этого недостаточно. Один из вариантов — создание своего продюсерского центра по аналогии с ведущими западными лигами. К чему мы уже делаем определенные шаги.
Мы высказывали претензии, что не всегда и не во всех матчах повторяются спорные моменты. Телевизионщики обещали более пристально отнестись к этому. Нет-нет, это не делается специально для защиты арбитров от критики: наоборот, мы стараемся определить объективность действий того или иного судьи! “
5. Тоталитаризм РФС
Как в российском футболе принимаются решения, продемонстрировал процесс перехода на систему “осень — весна”. Все клубы, за исключением грандов, вроде бы были против. Однако решение было принято исполкомом РФС единогласно. Возражал лишь Николай Толстых, заявлявший, что интересы большинства профессиональных клубов не учитываются. Довозражался Николай Александрович до того, что возглавляемая им Профессиональная футбольная лига была расформирована. Вспоминать о смехотворных решениях, что штампуют Контрольно-дисциплинарный комитет или Комитет по этике, даже не хочется. Очевидно, что решения эти принимаются лишь с оглядкой на президента РФС…
Прядкин: “Наверное, я единственный, кто спорит с Фурсенко. Иногда достаточно жестко и сильно, на что он, бывает, обижается. Во всяком случае, у нас выстроен конструктивный диалог: он знает проблемы клубов. Что касается тоталитаризма, я еще раз повторю: премьер-лига никогда не станет “департаментом проведения соревнований РФС”, а будет жестко отстаивать интересы клубов. И РФС, и РФПЛ делают все возможное для развития футбола в России и повышения его авторитета на международной арене”.
6–7. Стадионы
Чемпионат мира-2018 пройдет в России. Стадионы, конечно, у нас появятся, и это не может не радовать. Так что проблемы с газонами, туалетами, входами-выходами и пресс-центрами оставим за скобками. А вот организация матчей и атмосфера, что царит на наших стадионах, ниже всякой критики. Необъяснимо жестокие действия полиции по отношению к простым болельщикам, мат, что несется и с поля, и с трибун, и с тренерских скамеек, битвы фанатов и правоохранителей — все это стало неотъемлемой частью российского чемпионата.
Национализм на трибунах
Банан для Роберто Карлоса, протянутый бразильской звезде “Анжи” с трибуны на “Петровском”, является таким же символом современной культуры боления, как дымовые шашки или матерные кричалки. В памяти надолго сохранится и поздравление “дедушки Гитлера” с юбилеем, и доведенный чуть ли не до слез армеец Думбия, до сих пор вспоминающий “поддержку” зенитовских фанатов. Но проблема не в том, что такие инциденты бывают (в плане националистических выходок наш чемпионат не лучше и не хуже остальных), а в том, что ни один подобный случай не получает логического развития. Фотографии людей, вывешивающих свастику или протягивающих банан Роберто Карлосу, были опубликованы во всех СМИ. А неотвратимого наказания как не было, так и нет…
Прядкин: “В Уголовном кодексе есть статьи, определяющие ответственность за разжигание межнациональной розни. По ним и должны возбуждать дела уже не мы. Что касается футбольных законов, то и ФИФА, и УЕФА, и РФС, и РФПЛ, и другие жестко борются с проявлениями расизма и ксенофобии. Более того, думаю, вскоре меры будут еще более ужесточены”.
8. Неуправляемый Адвокат
Непонятно, за что главный тренер сборной России Дик Адвокат получает огромную зарплату. Если его предшественник Гус Хиддинк ввел в состав группу молодых и голодных до побед футболистов, то Маленький Генерал то ли пытается доползти до финальной стадии Евро-2012 на старом багаже, то ли уже просто едет с ярмарки. Не секрет, что для Адвоката работа со сборной России станет финальным аккордом в его тренерской карьере…
Предъявлять требования Адвокату некому. Сергей Фурсенко выражает голландцу полную поддержку. А вот болельщикам стенания голландца на тему “нет футболистов” уже успели поднадоесть. Ведь его приглашали на высокий оклад не для озвучивания проблем отечественного футбола, а для их решения.
Гершкович: “И в советские, и в российские времена тренер был подотчетен исполкому РФС. Я, работая с молодежной, олимпийской и первой сборными, встречался с членами исполкома. Обсуждали план подготовки, другие темы. Обычно к тренеру отношение на таких встречах лояльное, но случались и жаркие дебаты. При таком положении дел и тренер был под контролем, и исполком чувствовал причастность к жизни сборной.
Я не раз предлагал сделать встречи, на которых мы могли бы обменяться мнениями, регулярными. Главный тренер должен быть генератором идей”.
9. Нужны ли бразильцы?
Разговоры о выдаче российского паспорта бразильскому нападающему “Спартака” Веллитону, который не раз заявлял о желании выступать за нашу сборную, то затихают, то возобновляются с новой силой. В мире подобные случаи не редкость. Но натурализация в России может налететь на множество подводных рифов. Например, у клубных боссов будет велик соблазн оформить гражданство иностранцам и вывести их из-под лимита на легионеров, объясняя это стремлением футболистов играть за сборную России.
Прядкин: “В принципе, натурализация — это проблема самого клуба, который при желании всегда может эту возможность реализовать. Есть ФМС, есть необходимые требования для получения гражданства. Если клуб заинтересован и игрок изъявляет желание, то они могут это делать”.
10. Цены на россиян
Об ограниченном выборе игроков для сборной мы уже говорили. И вкупе с довольно жестким лимитом на иностранцев это приводит к тому, что цены на российских футболистов, коих, напомним, в составе клубов премьер-лиги должно быть не меньше 5, порой достигают заоблачных высот. Любого юнца, сыгравшего за молодежную сборную хотя бы пару игр, начинают разрывать на части, предлагая заоблачные суммы контрактов… Легионеры, впрочем, тоже едут к нам не за те же деньги, что в Европу. Когда “Ливерпуль” покупает одного из героев ЧМ-2010 и ведущего нападающего “Аякса” Суареса за $20 млн., наши клубы тратят примерно те же суммы на далеко не самых известных игроков.
Гершкович: “Цена должна соответствовать качеству — у нас же многие футболисты получают неадекватные деньги. Получая большие контракты, многие перестают играть. Лишь в гармонично развивающихся клубах баланс соблюдается.
Вот когда клубы будут не только называться, но и являться профессиональными, когда перестанут сидеть на бюджетных деньгах, эта проблема отпадет сама собой”.
11. Договорняки
Гершкович: “Странные игры появились не сегодня и существуют не только у нас. Даже на уровне сборных можно договориться. Если кто-то договорился, поймать их можно, только когда один из участников сговора признается. Это редко бывает.
Нужно не говорить о странных матчах, а работать над тем, чтобы они стали невыгодными. Сейчас у нас 2 команды вылетают из премьер-лиги, а еще 2 будут участвовать в стыковых матчах с командами первого дивизиона. Значит, борьба станет упорнее: меньше станет так называемое болото в середине таблицы. Если бы еще финансово заинтересовать клубы, сделать так, чтобы команда занявшая 12-е место, получала на пару миллионов евро больше, чем 13-я…
Настало время принять закон о профессиональном футболе. У нас — единственный игровой вид спорта в стране, который к этому готов. В хоккее, баскетболе есть несколько полюсов. В футболе же существует жесткая вертикаль: ФИФА — конфедерации — федерации — лиги — тренеры — футболисты. Все должны жить по единым правилам.
В законе должна быть прописана роль государства, социальные обязательства. Необходимо предусмотреть ответственность болельщиков и полиции за превышение полномочий. Можно установить ответственность за договорные игры, подкуп судей. Скоро в России — чемпионат мира, так что принятие закона напрашивается. Я давно ратую за это! “