Наперегонки с Бондом

Если пилот – мотор экипажа, то штурман – его мозг, бортовой компьютер

Корреспондент «М-СПОРТА» Валентина Косачук – девушка стойкая и бесстрашная, чем и заслужила именную рубрику. По заданию редакции Валя-неваляшка будет регулярно подвергаться опасным спортивным испытаниям, а затем делиться своими ощущениями c читателями. Первым экзаменом для нее стало Rally Masters Show, прошедшее на днях при поддержке Москомспорта на Гребном канале в Крылатском. Здесь Вале выпала роль штурмана в экипаже 13-кратного чемпиона страны по автоспорту Сергея Успенского. Поехали!

Если пилот – мотор экипажа, то штурман – его мозг, бортовой компьютер
фото: Станислав Кравченко

Ох, как же долог был мой путь в ралли! Мучительные дни переговоров, убеждений, просьб. И – о, чудо! – я буду штурманом у самого Сергея Успенского на первом в России Rally Masters Show в Крылатском, который соберет ведущих пилотов мира!

– Берите с собой паспорт, водительское удостоверение и приезжайте на Гребной канал, – слышу голос в телефонной трубке.

Вот ведь незадача – прав-то у меня нет. Еще одно журналистское усилие, душевный разговор с организаторами – и первый в истории ралли штурман без прав готов к бою.

– Ну что, едем знакомиться с трассой, – бодро улыбается менеджер и опытный штурман команды Uspenskiy Rally Tecnica Марина Данилова.

За день до гонки экипаж имеет право трижды проехать по маршруту на обычном автомобиле. Под диктовку пилота помощник записывает стенограмму – своеобразный план трассы с указанием всех поворотов, препятствий, расстояний… На бумаге «легенда» похожа на зашифрованное послание: буковки, циферки, закорючки. Во время гонки штурман будет ее читать, ведя пилота к финишу.

– А это контрольная карта, основной документ экипажа, – бережно протягивает мне листок с загадочными знаками Марина. – В него судьи вносят отметки на пунктах контроля времени и отмечают результаты, показанные на дистанции. За «карнет» головой отвечает штурман.

фото: Станислав Кравченко

Потеряется карта – ветром сдует, судья забудет отдать, – автомобиль тут же снимается с гонки. Так что держи крепче.

Если пилот – мотор экипажа, то штурман – его мозг, бортовой компьютер. До чего же забавно, что такую ответственную роль предстоит сыграть мне. Той, которая вечно опаздывает и путает вагоны...

Нет, не скорости и перегрузок я боялась, а напортачить, подвести команду – и это на виду у шести тысяч зрителей и десятка телекамер.

В день гонки команда выезжает на место старта ни свет ни заря: нужно поставить лагерь, приготовить технику к работе.

Машина сверкает на солнышке. Механик аккуратно снимает пленку – и на боковом стекле появляется моя фамилия. Заглядываю в салон: на месте заднего сиденья и вдоль дверей – металлические дуги.

– Каркас безопасности, – поясняет мне инженер Роман. – Раллийные машины нередко переворачиваются. Эти трубы экипажу как бронежилет для солдата. И запомни: случится вдруг такое, не пугайся, главное – руками не болтай, держи их поближе к туловищу. Окна у нас хоть и прочные, но не бронированные.

Пора примерять униформу. Комбинезон из несгораемой ткани идеально садится на мне.

– Здесь в пору водонепроницаемый костюмчик носить, – смеются товарищи по команде. – Плавать-то умеешь?

Шутки шутками, а связка виражей находится в опасной близости от воды, и перспектива искупаться в Гребном канале оказывается не такой уж и далекой.

фото: Станислав Кравченко

Вот уж не знала, что комбинезон для автоспорта обладает свойствами волшебной палочки. Надев его, я в миг превращаюсь из рядового корреспондента в гонщицу. Охранники почтительно расступаются, пропуская меня в доселе недоступные места, зрители то и дело кидают восторженные взгляды, ребятишки подходят за автографом.

Пятиминутная готовность перед стартом. С предвкушением запрыгиваю в машину. Как же удобно сидеть внутри. Не мудрено – кресла в раллийных автомобилях анатомические, подгоняются под человека. Ремни безопасности в шести местах стягивают тело так, что никакая болтанка не страшна. Разговор во время езды ведется по внутренней связи – иначе не услышишь ни слова. Тяжелый шлем на голову – и можно трогать.

Три, два, один, зеленый сигнал светофора… Меня вдавливает в сиденье. На пути уже маячит трамплин: это значит, мне давно пора читать «легенду», но голос предательски отказывается выполнять команду. Я уже слышу в ушах воображаемый крик Успенского, и тут меня прорывает: «Прямая 600, трамплин, круто, правый три на левый четыре, узко…» Фу-уф… первый спецучасток остался позади.

– Трасса не обычная. Это спринт, что не часто практикуется в ралли, – пользуется короткой передышкой Сергей Вадимович. – Здесь опытный гонщик может проиграть, а мальчишка, отшлифовавший нужные движения во дворе, стать первым. У нас мощная машина. Но чтобы пройти эти крутые виражи и короткие «прямики», нужен легкий, маневренный автомобиль.

Что за переполох там впереди? Неужели?! Не может двинуться с места главная звезда шоу, неоднократный победитель этапов чемпионата мира Тони Гардемайстер. Словно по команде, гонщики выскакивают из машин и сообща толкают Тони. Вот она, раллийная этика! Пусть и соперник – а в беде не оставят.

– Совсем не едем, что-то с мотором, – сердится Успенский.

фото: Станислав Кравченко

Пока в сервисном парке мы перекусываем бутербродами, механики колдуют над машиной.

– Кажется, поправили, – довольно потирает руки главный инженер команды Александр Кожин.

Три заезда с двумя спецучастками в каждом пролетают для меня как сон. Из 25 участников в абсолютном зачете мы – восьмые.

– У тебя первая гонка?! А я уже со счета сбился, – улыбается из окна пилот в зеленой машине.

– Поздравляю! – жмет мне руку на прощание победитель первого Rally Masters Show, трехкратный чемпион Англии, исполнитель автомобильных трюков в фильме про Джеймса Бонда Марк Хиггинс.

...От счастья и усталости кружится голова...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру