ШАХМАТЫ НА КЮРАСАО
В 1962 году сборная СССР вылетела на чемпионат мира по футболу в Чили, при этом была запланирована промежуточная посадка на острове Кюрасао.
Полет был долгим, и заядлые шахматисты спартаковцы Игорь Нетто и Галимзян Хусаинов решили проверить свою спортивную форму. Им повезло — в самолете нашелся человек, прихвативший с собой доску: вратарь команды Владимир Маслаченко. Партия развивалась медленно, и партнеры предпочли отложить ее: самолет уже приземлялся на “шахматный” остров Кюрасао. В самом деле, ведь именно там проходил тогда очередной турнир претендентов с выдающимся составом. Его участники с удовольствием общались с футболистами советской сборной, и на доске, принадлежащей Маслаченко, каждый из гроссмейстеров поставил свой автограф, даже Бобби Фишер.
Между тем Михаил Таль завершил анализ отложенной позиции Нетто — Хусаинов, и оказалось, что капитан нашей сборной может забить Хусаинову верный гол — объявить мат в три хода. Нетто был очень доволен и, прощаясь, воскликнул: “Вот бы нам так играть в футбол, как Таль — в шахматы!”.
А бесценная доска Маслаченко вскоре исчезла, вернее, ее взял на минутку футболист киевского “Динамо” Виктор Серебряников, да и заиграл…
ГОД ЮБИЛЕЕВ
В шахматном мире тоже, кстати, пора юбилеев. Михаил Ботвинник родился 100 лет назад, Василий Смыслов — 90, Михаил Таль — 75, Анатолий Карпов — 60, Нона Гаприндашвили — 70, Майя Чибурданидзе — 50! И это только чемпионы мира, список легко расширить: Андре Лилиенталь появился на свет 100 лет назад, Пауль Керес — 95, Виктор Корчной — 80.
Кстати, часто спрашивают: куда делся Корчной, жив ли он? Конечно, жив! Виктор Львович только недавно успешно сыграл в опен-турнире в Гибралтаре, где сражалось около 250 игроков, в том числе 60 гроссмейстеров (победителем вышел Василий Иванчук).
ЯПОНКА ПОБЕДИЛА ФИЛИППИНКУ
Завершился продолжавшийся три года спор вокруг наследства Фишера. Он умер, не оставив завещания, и на 2 миллиона долларов претендовали японка Мийоко Ватаи, преданная гению шахмат в течение многих лет, филиппинка Мэрилин Янг, настаивавшая на том, что отцом ее ребенка является Фишер, племянники экс-чемпиона мира, а также правительство США, которое рассчитывало получить не уплаченные им в свое время налоги. Суд в Рейкьявике расставил все точки: подтвердил законность брака Фишера и Ватаи и признал вдову единственной законной наследницей.