Как уже сообщал “МК”, к концу текущего года готовность инфраструктуры Белой олимпиады, включая непосредственно объекты, а также гостиничную и дорожную сети, должна достигнуть 70—75%. Это объясняется тем, что уже через год Сочи и Красная Поляна проведут серию тестовых соревнований. Такая практика существует давно, но одно дело, когда форум четырехлетия доверяют уже существующим зимним курортам, а другое — когда почти все возводится с нуля.
На февраль-2011 готовность к приему соревнований, по словам главного координатора подготовки Игр, звезды французского горнолыжного спорта Жана-Клода Килли, составляет около 40%. Поверим трехкратному олимпионику Гренобля на слово: он был сопредседателем оргкомитета Олимпийских игр 1992 года в Альбервилле. “Господа, я просто потрясен увиденным мной сегодня, — сказал он. — Я сюда приезжаю постоянно, и то заметил, насколько быстро все возводится”. И немедленно поспешил успокоить тех, кому небезразлична экологическая ситуация в регионе: “Знаете, накануне 1992 года в Альбервилле все выглядело из рук вон плохо, но к открытию Олимпиады преобразилось. Мы все понимаем, что долина реки Мзымта — место уникальное, но я верю, что ее первозданный вид будет восстановлен. Вы помните: в заявочной книге Сочи два объекта находились в иных местах. От переноса комплекса фристайла все только выиграли: не придется строить около 25 километров трасс, к тому же арена не коснется зоны заповедника”.
Горный кластер по строительству пока сильно впереди. На днях в присутствии первых лиц государства состоялся этап Кубка Европы по скоростному спуску в горнолыжном комплексе “Роза Хутор”, строительство которого обошлось в 1,5 миллиарда долларов: причем эти деньги не государственные, а из кармана магната Владимира Потанина. Это первенец среди всех сооружений в горах. Кроме того, забетонирована по всей длине санно-бобслейная трасса в Альпика-Сервисе (1814 км), а на объекте “Горная карусель” начаты строительство медиадеревни и подготовка к возведению прыжковых трамплинов. Их параметры — К-95 для малого и К-125 для большого. В феврале 2012 года они также будут сданы в эксплуатацию и, возможно, примут этапы мирового Кубка.
Горы южного Кавказа постепенно опутываются сетью канатных дорог. Это здесь поважнее, чем даже метро для москвичей. В последнем случае можно добраться поверху, а вот покорить суровые, почти отвесные двух-трехтысячники не сможет ни одно другое транспортное средство. Так, в череде кабинок-гондол то и дело попадаются грузовые. “КамАЗы” транспортируют стройматериалы наверх преимущественно летом, да и то, если нет сильных дождей. “Канатки” сделаны на совесть. Базовые станции (этакие канатные вокзалы) в миниатюре напоминают аэропорты, где можно подкрепиться, приобрести абонемент на подъем и даже по-быстрому разжиться любым горнолыжным инвентарем. Правда, ценники заставляют задуматься...
После Ханты-Мансийска, Саранска и Уфы следующим биатлонным центром к декабрю станет комплекс “Хребет Псехако”. Бетонные основания трибун уже есть, можно даже взобраться наверх. Арена приютит 5 тысяч болельщиков, а еще 4500 зрителей будут располагаться по всей длине трасс. На месте, где появится стрельбище, рельеф еще неровный, и кое-где грунт еще предстоит срыть. А вот трассы — две лыжные (для “классики” и “конькового хода”) и одна биатлонная, все длиной 5 км, уже готовы, так что можно кататься. Отсюда до ж/д станции “Альпика-сервис” (эта точка, чтобы было понятно, — “сердце” Горного кластера) скоро протянется самая длинная канатная дорога в мире — почти 5 километров. Скорость передвижения гондол можно будет регулировать в зависимости от пассажиропотока.
А как спуститься вниз, к Прибрежному кластеру? Пока — способ один, привычная автодорога, связывающая Красную Поляну с аэропортом Адлера и Большим Сочи. В 2013 году будет сдана совмещенная автомобильно-железная магистраль длиной 48 км. Поезда пойдут по однопутной колее с двухпутными вставками. Кое-где в долине Мзымты эстакада просматривается, равно как и строящиеся рампы тоннелей. Проектное время в пути — всего 27 минут и безо всяких пробок. Единственное беспокойство — своенравный характер Мзымты, но на этот счет инженеры позаботились. Равно как и учли сейсмоопасность региона. Дворцы спорта, возводимые внизу, будут способны выдержать подземные толчки силой до 9 баллов. Такие землетрясения — редкость даже для Калифорнии, но лучше перестраховаться!
Имеретинская долина, или Приморский кластер, — самая компактная в истории зимних Игр территория. Главное то, что контроль на общем КПП зрители будут проходить всего один раз, а на входе на арены просто предъявлять билеты. Но пока сюда попасть очень сложно. Из соображений безопасности надеваем на головы строительные каски. Красный каркас из металлоконструкций — дворец фигурного катания и шорт-трека на 12 000 человек. Вес — свыше 15 тысяч тонн, а внизу — более 2900 свай, вбитых в здешние болотистые грунты на 15 метров. “Смотрите, Большая ледовая арена совсем рядом, а там геология уже совсем другая, — поясняет главный инженер объекта Сергей Камин. — К каждой постройке индивидуальный подход...” Дворец после Игр разберут за ненадобностью, поэтому он строится по технологии стыков. Каждый из них — более 220 болтов. Сдано сооружение будет в конце 2012 года.
Большая ледовая арена уже приобрела реальные очертания. Здесь состоится мужской хоккейный турнир. Строение капитальное, крыша здесь плавно перетекает в стены. Объект ласково называют “яйцом Фаберже”. Не исключено, что крыша будет анимационной — тогда из окрестностей и даже из подлетающего со стороны моря самолета мы сможем увидеть различные сюжеты на тему российской истории, культуры и спорта. Внутри — готовые трибуны, ведется остекление. Начинается монтаж морозильных установок для льда. Делаем фото на память, дружно сняв обязательные каски, но сразу же получаем строгое предупреждение от сотрудников. Обещаем больше не рисковать. Да в каске и удобней: сверху сочится совсем не ключевая вода. Издержки любой стройки.
Малая хоккейная арена, дворец для кёрлинга — пока это отдельно торчащие из грунта металлоконструкции, конькобежный овал еще на нулевом уровне. Олимпийский стадион для открытия и закрытия, который станет ареной для чемпионата мира по футболу, пока только угадывается. Но это не значит, что работы не ведутся. Нам дали понять: готовый спортивный объект — только вершина айсберга. А то, что скрыто от человеческих глаз, требует колоссальных работ и ювелирной точности. Например, о “Формуле-1”, трасса которой должна принять календарный этап летом 2014 года, здесь ничего не напоминает. Но это не значит, что о ней забыли.