Второй игровой день заключительного тура группового этапа лиги чемпионов по сути превратился в формальность. По его итогам ни одна из 16 команд, игравших в среду, не изменила своего турнирного положения. Хет-трик Бензема или пятая победа «Шахтера» - это все частности, интересные по большому счету кроме болельщиков «Реала» и «горняков» лишь любителям статистики. Ни одна команда не совершила спортивного подвига, заставив восхититься своей самоотверженностью. Не удивительно, что на общем убаюкивающем фоне в центре внимания оказались болельщики «Спартака».
На второй минуте матча сектор, на котором расположились фанаты «Спартака», засверкал разноцветными огнями нескольких десятков фаеров. Большинство из них были так называемые стробоскопы, которые практически не дымят, а мигают белым светом. Несколько дымовых шашек догорали на самом поле, а один российский болельщик выбежал на газон. Матч был остановлен на пару минут, но через 2 минуты вновь был остановлен из-за накаленной на трибунах обстановки, грозившей выйти из под контроля.
Игроки «Спартака» пытались успокоить своих зрителей, но второй вынужденный перерыв затянулся на 20 минут, а главный арбитр увел команды с поля. В тот момент уже не верилось, что игра возобновиться. Говорят, что именно игроки «Спартака» и «Жилины» уговорили рефери позволить доиграть матч. И разве не показательно, что футболисты хозяев, которые благодаря техническому поражению могли записать себе в актив первые очки в лиге чемпионов в истории клуба (чего в итоге добиться не смогли), ратовали за продолжение матча? Разве ведут себя так напуганные люди, опасающиеся за собственную безопасность?
Заголовки интернет- и печатных СМИ не отличаются вариативностью, крича «Позор», «Дикость». «Это же фанаты — варвары и быдло — виновные по определению во всех смертных грехах» - примерно таков лейтмотив большинства высказываний обывателей. При этом сам матч в Словакии смотрели единицы. Как и подробности событий на Ленинградке знакомы далеко не всем. Перекрыли движение автотранспорта, сотни болельщиков собрались в одном месте — беспорядки и все тут. То, что своей акцией фанаты старались обратить внимание на бездействие правоохранительных органов в деле об убийстве спартаковского болельщика Егора Свиридова, погибшего несколько дней назад в драке со стрельбой, для большинства неважно. Что его убийца — Аслан Черкесов — подозревающийся в серии уличных грабежей и осужденный в 2008 году за кражу, пытается представить произошедшее, как самооборону — не имеет значения.
Неважно и то, что в Москве на Ленинградском шоссе не пострадал ни один человек, а «внушительный урон» нанесенный москвичами стадиону «Под Дубнём» исчисляется парой сломанных кресел. Бюджет «реконструкции» словацкой арены после красно-белого «погрома» не превысит и 20 евро.
Еще одно серьезное и распространенное заблуждение заключается в том, что в действиях болельщиков постоянно пытаются найти скрытый подтекст. Мол, управляет фанатами невидимая рука, указывающая вектор движения. Да нет ничего подобного. Люди выразили свою гражданскую позицию по делу об убийстве своего товарища. Формы этого выражения несомненно спорны, но фанаты не опытные политики и не матерые пиарщики. Их трибуна — трибуна стадиона. С которой они и выступили.
О том, что спартаковские болельщики намереваются сорвать матч было известно задолго до самой игры. Но на входе на стадион никого не проверяли на предмет попытки пронести на сектор запрещенные предметы. Это не попытка переложить ответственность на принимающую сторону, а простая констатация фактов.
Разговоры о подпорченном имидже страны в контексте последних событий с участием фанатов «Спартака» бессмысленны. Давайте напрямую: каковы могут быть последствия случившегося в Словакии? Чемпионат мира-2018 у нас никто не отнимет. Матч доигран и техническое поражение красно-белым никто не запишет. Ну выпишут штраф — да и шут с ним. А если кто-то переживает за репутацию России, то может в первую очередь надо беспокоиться не о реакции просвещенной Европы на несколько зажженных фаеров, а о том, как будут смотреть на нашу страну после того, как узнают, что другого способа обратить внимание на проблему фаны просто не видели. Дым на словацких трибунах был без огня. А вот Егор Свиридов обжегся по настоящему.
Что касается футбола, то ограничимся сухими фактами. «Спартак» одержал волевую победу и попал в число «сеянных» в 1/16 Лиги Европы.
Александр Покачуев
ТАК ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ В ЖИЛИНЕ?
Болельщик “Спартака”, очевидец событий в Жилине Александр Горчаков:
— Мы на трибуну пришли минут за 20 до начала игры. Должен сказать, что организация матча была очень плохая. Билеты продавались не напрямую, а через ваучеры. В результате часа за два до начала матча у касс возникла очередь из двухсот человек. Причем болельщики там были не только спартаковские, но и местные. Интересно, что полиция никого не обыскивала на входе. Видимо, именно так фанаты и пронесли свои файеры на трибуны. Судья остановил матч минуте на четвертой. Наши фанаты выбежали на поле и бросили несколько петард. Арбитр испугался и остановил встречу. Затем выбежали еще несколько человек. Как так получилось, что они постоянно выбегали? На секторе болельщиков “Спартака” не было сетки. Когда красно-белые болельщики начали беспорядки, словаки начали орать: “Долой Россию!” Мы сказали, что, мол, вы не лучше, и возникло ощущение, что они согласились. Было ли страшно во время беспорядков? Да нет. Стадион-то очень маленький. Там нет даже подтрибунных помещений. Кто бросил взрывной пакет на словацкую трибуну? Честно говоря, я не видел. Видел только, что после этого сектор заволокло дымом. Говорят, что когда игроки “Спартака” во время остановки матча подошли к трибуне с болельщиками, в них что-то кинули. Нет, ничего не кидали. Два или три кресла, конечно, улетели, но это было уже позже. Сама пауза длилась минут 20. Во втором тайме на поле снова выбежал болельщик. Причем лично я так и не понял, за кого он болеет. На нем не было никакой фанатской атрибутики. Впрочем, собственно агрессии он не проявлял. Не знаю, была ли эта акция кем-то запланирована. У меня нет таких связей, чтобы это выяснить. Видел там зато два плаката: “ФИФА сделал неправильный выбор” и “Поддержка — не значит толерантность”. Сделаны они были нашими болельщиками... Со стадиона выбирались без проблем — местная полиция вела себя спокойно.
Кирилл Степунин
КАК ИДЕТ СЛЕДСТВИЕ
Последней информацией о ходе расследования убийства Егора Свиридова с корреспондентом “МК” поделилась вдова болельщика Яна.
— Яна, какие новости по делу?
— Самое главное, что нам выдали справку и мы смогли забрать тело. Похороны состоятся в пятницу. Сама процедура выдачи документа прошла не слишком тактично. Я, законная жена, находилась в прокуратуре, но бумагу следователи согласились вручить только матери Егора, и ей пришлось ехать из Зеленограда.
— Что думаете о предстоящей в субботу акции памяти Егора?
— Мне звонит огромное количество людей, которые хотят принять в ней участие. Пожилые родители многих знакомых хотят туда пойти, так что не думаю, что она будет исключительно молодежной. От этнического беспредела ведь не застрахован никто. Прошлые акции очень помогли нам достучаться до СМИ, прокуратуры. Только прошу участников воздержаться от крайних форм национализма, сдерживать эмоции.
— О ходе следствия что-нибудь известно?
— Нам не сообщают вообще ничего. Только из СМИ мы узнали, что в среду было заседание суда по непосредственному убийце Аслану Черкесову. При этом конвоировал его целый отряд ОМОНа, были приняты усиленные меры безопасности.
— Где остальные пять дагестанцев, которых отпустили под подписку о невыезде?
— Этого, похоже, сами следователи не знают. Из обрывков разговоров нам известно, что “их ищут”.
Игорь Кармазин
ЧЕГО ЖДАТЬ В СУББОТУ?
На 11 декабря в Москве намечена очередная массовая акция, связанная с убийством болельщика московского “Спартака” Егора Свиридова. Желающие соберутся в 12.00 на автобусной остановке около дома номер 7 по Кронштадтскому бульвару, где было совершено убийство. Там они возложат цветы на месте происшествия. Однако, как выяснилось, проводить эту акцию будет вовсе не фанатское движение, а сторонние организации.
Так заявил представитель болельщицкой организации “Фратрия” Александр:
— Что сказать об этих акциях? Это совершенно точно не фанатское движение, а люди, которые занимаются дешевым популизмом. Организации вроде “Славянского союза”, преследующие свои цели. На некоторых социальных сетях можно увидеть призывы прийти, скажем, на “Водный стадион” и поддержать какую-то акцию. Но они не имеют никакого отношения к нам.
Это не их дело! Не их товарищ погиб 6 декабря. Мы могли бы позвонить организаторам этих мероприятий и разобраться с ними. Зачем они дают дезинформацию? Ведь все теперь думают, что субботняя акция будет действительно организована фанатским движением. К тому же это мероприятие может оказаться банальной провокацией.
Кирилл Степунин
КАК БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ МИЛИЦИЯ
Столичная милиция осведомлена о намерении болельщиков провести массовые акции на Кронштадтском бульваре и в центре Москвы в субботу. Несмотря на то что акции не согласованы ни с префектурами, ни с правительством города, изначально разгонять их никто не планирует.
Как сообщил “МК” глава пресс-службы московского ГУВД Виктор Бирюков, сотрудники милиции будут “действовать в соответствии со складывающейся обстановкой”.
— Мы предупреждаем, что акция проводится незаконно, и надеемся, что с учетом обращения РФС и ВОБ она все-таки не состоится. Тем не менее мы понимаем, что болельщики “Спартака” собираются просто помянуть своего товарища, — заявил Бирюков.
Он также подчеркнул, что 7 декабря сотрудники ОМОНа во главе с генералом Хаустовым сделали очень многое, чтобы не допустить серьезных правонарушений. По словам Бирюкова, к охране правопорядка в субботу будет привлечено то же подразделение московской милиции.
— Здесь есть очень важный момент: у болельщиков, и в особенности у болельщиков “Спартака”, сложились очень хорошие отношения с ОМОНом, — поделился с “МК” Бирюков. — Последнее время болельщиков часто приглашают на базу отряда, а например, в футбольном чемпионате ГУВД, для участия в котором приглашаются и жители районов города, за команду ОМОНа выступают фанаты “Спартака”.
Игнат Калинин