Финальный поединок всего мирового первенства — тяжеловесы Билял Махов и Артур Таймазов (Узбекистан). Двукратный чемпион мира против двукратного олимпийского чемпиона. На Махова свалилась не просто задача выиграть последнюю заявленную медаль для вольников (а должно их было быть четыре — Виктор Лебедев, Бесик Кудухов и Денис Царгуш к этому моменту свои задачи выполнили), но и закрыть весь чемпионат российским гимном.
— Напрягался, как мог, — скажет Билял, после всех награждений все-таки дойдя до закручинившихся уже было журналистов. — Таймазов — двукратный олимпийский чемпион, с ним легко не может быть никогда. Да, он некоторое время не выступал, но к чемпионату был готов. Не могу прогнозировать, что будет на Играх — все-таки еще два года впереди, но настраиваться на борьбу надо сейчас. Не сомневаюсь, Таймазов сделает все, чтобы взять реванш. Что я должен делать? Не расслабляться. Ни физически, ни морально. Ведь от чего зависит победа? Это же не только твое физическое состояние, но и эмоциональное, настрой. Поэтому сегодня я настраивался на все схватки.
На шутливую просьбу уточнить, каким именно местом Махов напрягался больше всего в финальном поединке, чемпион серьезно ответил: все, что можно было, в организме работало только на результат.
Через несколько минут главный тренер сборной по вольной борьбе Дзамболат Тедеев похвалит Махова и вмиг заведется от вопроса про предполагаемое совместительство чемпиона: еще в прошлом году он выражал желание поработать на два фронта — в греко-римской и вольной борьбе. “Даже не думайте об этом: Билал должен бороться в вольной, а в греко-римской — Хасан Бароев”. — “Но он же хочет?” — “Мало ли что он хочет? Я не хочу! Нельзя так растрачивать силы”.
Тедеев не скрывал, что доволен результатом чемпионата мира, но на прямой вопрос “МК”, кого из подопечных он все же будет ругать, ему это просто по должности положено, прямо и ответил:
— Не ругать, а корректировать подготовку. Проходных и слабых соперников на чемпионате мира нет. Результат складывается и от того, сколько схваток провел, насколько устал и утомился. Мы будем корректировки вносить: хотя я вот Алана Гогаева сейчас поругал (“серебро” в весовой категории до 66 кг), потому что такой шанс у него был хороший! Но он ведь еще совсем юный, и в финале Алана подвела неопытность. Вести в счете и отдать очко за секунду до конца периода — это только отсутствие опыта. Он скис после этого, а мое мнение такое: если ты даже проигрываешь, надо все на месте схватки отдать. Из ковра выползти и сказать: я все отдал, но не смог. Чтобы в следующий раз было по-другому. Мы же максималисты, сегодня для нас “бронза” и “серебро” — это поражение. Наш уровень — высочайший. Только “золото”. Но никто от Гогаева и не подумает теперь отказываться, он получил урок. А в целом команда очень хорошо готова, на пике формы. И, заметьте, жеребьевка вновь собрала всех сильных соперников в нашей группе. А каждая схватка для нас — “это принципиально еще и потому, что соперники на Россию настраиваются сильнее, чем на другие страны. Простых схваток в Москве не было, да и ответственность двойная. Но жирную точку мы поставили. Надо еще больше забирать инициативу. Вот два года не боролся Таймазов... А у нас — как? Один день пропустил — уже можно и не догнать.
* * *
Как-то еще после Игр в Афинах на сборы в национальную команду приехал Александр Карелин. И вышел на ковер с олимпийским чемпионом Хасаном Бароевым. Как потом рассказывал сам, шесть лет к этому моменту уже серьезно не боролся, но вышел и понял, что еще “что-то” может. Более того, мог и выиграть, но наступил на горло собственной песне: негоже, мол, обыгрывать действующего олимпийского чемпиона. Правда, Хасан тогда год не тренировался.
Сегодня у того же Бароева, как и у других титулованных спортсменов, нет другого выхода, как тренироваться без оглядки. Об этом говорит и президент Федерации спортивной борьбы Михаил Мамиашвили. И подчеркивает, что чемпионаты мира за два года до Игр — тяжелое состояние для лидеров. Они еще не хотят “вгрызаться в ковер”, а может, и не могут в силу накопившейся усталости, или травм, или психологической нагрузки работать на тренировках, как молодые. Но в них, не выстреливших сегодня, и в молодых, получивших или еще получающих первые уроки жесткого мирового выяснения отношений, — потенциал сборной. Нужно лить воду в один колодец из разных ведер.
* * *
Японка Каори Ичо стала шестикратной чемпионкой в весе до 63 кг. Японка Саори Йосида выиграла восьмой титул чемпионки мира в весовой категории до 55 кг… Такими успехами у женщин мы пока еще похвастаться не можем. Россиянки в Москве заняли второе место в итоговом общем зачете. Что по сравнению с прошлым годом — шаг вперед. Четыре медали в семи весах — это немало. Хотя, как заметила Екатерина Букина, завоевавшая “бронзу” (до 72 кг), самолюбие просит “золота”. Спортсменка бросила эти слова сразу после поединка. Просто выбросила их из души. А как сказала! Ну, прямо — слоган для всей сборной.
Лориса Ооржак (до 48 кг) будет героиней всегда, как говорят — по определению. Потому что вернуться на ковер с одной почкой после аварии — проявление мужества. И можно по-разному оценивать этот шаг — должна ли столь тяжело травмированная спортсменка выступать в столь силовом виде, не должна — все это разговоры для нас. Потому что она выступает — и выступает здорово. И обещает “золото”.
Хвалят тренеры Замиру Рахманову (до 51 кг) — буквально вырвала свою “бронзу”. Теперь надо лишь прибавлять в уверенности. Довольны юной Машей Гуровой (55 кг) — не растерялась, отмечают характер Любы Волосовой (до 63 кг) — отчаянно вцепилась в “бронзу” здоровой рукой, вторая травмирована, и сильно.
Не забывают хвалить — и ищут пути для более решительного прорыва девушек на пьедестал. И их самолюбие просит “золота”. А значит, надо работать тоже во всех направлениях — техника, психология. Уже по ходу московского чемпионата наша федерация достигла договоренности с федерацией Японии о совместных тренировках в токийском центре. Бояться японок — на ковер не ходить. А не опасаться шестикратных и восьмикратных — глуповато как-то. Значит, надо к ним присмотреться поближе, в будничной рабочей обстановке. Везде мы их сразу, конечно, не обыграем, но ведь и они не везде выигрывают.
Специалисты говорят, что женская борьба — пока скрытый резерв медальной копилки Олимпийских игр. Программа развития борьбы до 2020-го немало пунктов посвящает именно женской борьбе, расширению ее географии в России, копилку пора вскрывать.
* * *
Про Лондон говорить рано, думать полезно. Чемпионат мира в Москве не расстроил. Для специалистов — еще раз выявил недостатки, зрителям показал настоящую борьбу во всех проявлениях. А коль скоро мы — максималисты, значит, нет предела совершенству. “Борись и побеждай!” — этот девиз чемпионата в историю отойти не должен.