ВИЗИТКА
Ярослав РЫБАКОВ
Родился 22 ноября 1980 года в Могилеве (Белоруссия).
Сезон фактически завершился, а у Ярослава Рыбакова весь день расписан по минутам – утром интервью, затем тренировка, следом поход в Cirque du Soleil и еще дела, дела… Мама чемпиона Людмила Егоровна, как и все русские женщины, успевает на всех фронтах: тренером работает, пироги печет, еще и массаж всей семье обеспечивает. Традиционно за завтраком Рыбаковы собираются за большим столом.
– Владимир Юрьевич, вы как глава семьи и тренер расскажите, когда почувствовали, что из сына вырастет легкоатлет?
– Когда из роддома забирал. Помните фильм «Буратино»? Вот он такой же был, только без длинного носа. В народе про таких говорят – «жила». Долговязым мальчишкой он выигрывал спринтерский бег и прыжки в длину на первенствах города и области. А у нас в атлетике скоростно-силовые качества в почете. Главное было в тот момент его направить в правильное русло – не задавить объемной работой, силовыми нагрузками, а работать над техникой.
– Ярослав, тренер и папа в одном лице – это двойная ответственность?
– Конечно, да, и контроль двойной. На свидание под предлогом срочных домашних дел не сбежишь. Тут всегда вставал выбор – или свидание, или спорт. Выбор был однозначно за последним.
– Есть какая-то фраза, которую произносит тренер, когда нужно вернуть вас в рабочее русло?
– Так сразу и не скажешь… Зачастую достаточно одного взгляда.
– Испытывали когда-нибудь вселенскую усталость?
– Да, как раз на последнем чемпионате мира. Так получилось, что пришлось полтора часа «гореть» после разминки. Даже не знали, будем в итоге выступать или нет, дождь шел нескончаемый. Так потом даже не было сил радоваться.
Владимир Рыбаков: Ко мне до соревнований подходили все наши конкуренты, тренеры и чуть ли не заранее поздравляли с золотой медалью сына. А уже во время финала в Москве на Ярославском шоссе стояла десятибалльная пробка, где застрял по дороге на дачу мой хороший знакомый. Так, когда Ярослав выиграл, водители повыскакивали из машин, давай обниматься, поздравлять друг друга.
– На чемпионате мира в Москве планируете выступать?
– До этого моя цель – Олимпиада в Лондоне, а затем уже мир-2013. Одного не хотелось бы – выступать при пустых трибунах. Ведь на атлетике в столице не бывает аншлага. Например, в Германии проходят прыжки под музыку, там атмосфера убойная, прыгаешь – и ощущаешь, что весь зал вместе с тобой перелетает через планку. А у нас на подобных турнирах три жидких хлопка.
– Как сложилось, что вы уехали из родной Белоруссии?
Владимир Рыбаков: К 1995 году стало невыносимо. На стадионе, где мы тренировались, по выходным разворачивали рынок. Затем он превратился в ежедневный, а наш прыжковый сектор мешал загонять машины на стадион, и его попросту сожгли. Мы всей дружиной перебрались на мою родину в Ярославль. Семь лет жили в общежитии, с временной регистрацией. Жена, кстати, после института категорически не желала жить в общаге, а вышло, что в 40 лет испытала все прелести такой жизни.
Людмила Рыбакова: Зато теперь вспоминаю годы в общежитии как самые интересные. Кухня общая, душа на этаже нет, соседи разные. У нас хороший этаж был, особенно в сравнении с тем, что этажами ниже творилось: там студенты из Африки порой в комнатах костры жгли.
– Ярослав, такие экстремальные условия закалили характер?
– В Белоруссии мы тоже не баронами были. Жили в своем доме, где водопровода нет, а колонка в 200 метрах. Вот и приходилось каждый день 40-литровый бак на тачке возить. Отопление печное – следовательно, надо было то дрова наколоть, то машину с углем разгрузить за день. Если в один день не уложишься, за ночь кто-то тебе «поможет». А в общаге лифт вечно не работал, так я с мешком картошки взлетал на девятый этаж. Вот такая дополнительная ОФП.
После того как наше общежитие превратили в гостиницу, мы перебрались в Москву. Целый год здесь жили даже не на съемной квартире, а в квартире друга отца. После чемпионата в Бирмингеме удалось купить квартиру по госцене. Получается, родители лишь после 40 стали жить в нормальных условиях.
– Слышала, что вы увлекаетесь машинами. Сколько их?
– Ой, раньше было много, сейчас осталась одна. Конечно, хотелось, чтобы была спортивная, но семья у нас большая, пришлось остановиться на джипе. Откровенно говоря, с моим ростом в малолитражке не поместиться. Скорость я люблю, хотелось бы и аквабайк, и снегоход, но пока это все в планах и мечтах. На аквабайке катался в Таиланде и Сочи.
– Мечтали картингом заниматься?
– Да, но папа сразу сказал: вырастешь, колени на уши повесишь, и ни в какой карт не влезешь.
– В Интернете есть ваш сайт. Что поклонники пишут?
– Сайт, увы сейчас не работает. Но после «мира» и на социальных сетях много поздравлений было. И на свидания приглашали, но я, естественно, не воспринимаю это всерьез. Вообще на одном из сайтов зарегистрировался только для того, чтобы найти свою школьную подругу, теперь уже невесту – Ирину. Мы с ней в одной школе в Ярославле учились.
– Близится Новый год. Как планируете отмечать?
– Мы обычно собираемся семьей на даче в Переславле. На этот раз будем в Ярославле: а то сестре Лесе скучно. Она у нас массовик-затейник, придумает развлекательную программу.