Там, во внутреннем дворике легендарного шоколадного цех ав преддверии финала чемпионата мира открылась уникальная фотовыставка, дебютантом которой стал групповой портрет почти ста тысяч болельщиков из фан-зоны на Воробьевых горах. А момент подобран, кажется, самый удачный: ликование публики после точного удара Артема Дзюбы, поразившего ворота испанцев.
И спустя десятки лет, взглянув на фотографию, можно будет не только попытаться оживить постепенно угасающие эмоции после забитого мяча, но и увидеть, как счастливы мы были в исторический для российского футбола день. 1 июля 2018 года.
«Посмотрите на эту эмоциональную девушку в центре полотна, - указывает пальцем на болельщицу один из авторов фотографии Алексей Харин. – Из всех зрителей она мне показалась самой впечатлительной. А вот еще: в левом углу небольшая группа танцует, празднует гол».
И действительно: эмоциональнее той девушки не удалось найти никого. Авторы и не могли ошибиться, ведь им пришлось рассмотреть каждого зрителя, запечатленного на снимке. А кому-то еще и посчитать всех болельщиков, ведь современное произведение искусства признали новым рекордом России.
«На напечатанном снимке - наибольшее количество людей с результатом 25 402 человека, - объявляет главный редактор “Книги рекордов России” Станислав Коненко. - Очень приятно, что под групповым портретом можно поставить разные хэштеги: и искусство, и спорт, и фотография, и футбол».
«Конечно, в интернете опубликованы подобные работы, - поясняет Алексей Харин, - но их нет на бумаге. На выставке представлен фрагмент площадью 3 на 4 метра – 1/15 полотна. Реальный размер фотографии занял бы трехэтажный дом».
Во время матча Россия-Испания в фан-зоне находилось около 100 тысяч болельщиков, на распечатанной фотографии - их более 25 тысяч. Авторы поясняют: «Кто-то отвернулся, кто-то кого-то перекрыл. Было важно сделать снимок портретного качества, чтобы каждый мог себя разглядеть».
Уникальность фотографии Алексея Харина и Андрея Цыганова заключается не только в интенсивном и экстенсивном развитии, но и в сложности ее реализации.
«Размер для фотографии, конечно, имеет значение. Хотелось сделать что-то очень большое, красивое и необычное. Мы долго искали такой объект, но вдруг наступило чудо, чемпионат мира по футболу. И стало возможным снять не постановочные эмоции тысяч людей в портретном разрешении. Душевный порыв длился всего 3-5 секунд, в этот момент люди вскидывали руки вверх, а потом чувства угасали».
Заглянувшие на Болотную набережную зрители поинтересовались, почему все рассматривают фотографию, а узнав причину, поникли: 1 июля на Воробьевых горах их не оказалось. Но любопытство переполняло, и болельщики сборной России принялись искать знакомые лица. Наткнулись на грустных испанцев, которых можно было с легкостью разглядеть среди тысяч россиян. Вот это детализация!
«Футбол захватывает, потому что это модель жизни, в которой все мгновенно меняется. Можно попасть на 32-й этаж смотровой площадки МГУ, откуда был сделан снимок, а можно очутиться в подвале. Но из этого не следует, что мы не должны верить в победу. Полотно грандиозного размера - возможность по-другому взглянуть на реальность вокруг. Эта фотография напомнит: be careful every moment (всегда будь внимателен - «МК»). Любой может стать участником этого проекта, потому что каждый месяц фотография будет обновляться», - рассказывает директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова.
Какое действо станет последователем «футбольного полотна» - загадка для самих авторов. Играющая фоном на выставке песня «Трус не играет в хоккей», кажется, намекает на матч с шайбой, а воспроизведенный следом футбольный марш такую мысль отрицает.
Какую бы идею не воплотили фотографы, улыбайтесь и держите спину прямо, возможно, через месяц участником проекта станете именно вы, а четкость фотографии, поверьте, не позволит кому-то усомниться в подлинности личности. А пока, вспоминая тот восхитительный июльский вечер и гол Дзюбы, можете заглянуть на территорию креативного кластера и зарядиться атмосферой уходящего домашнего мундиаля.