— Что скажете, Андрей, впечатляет вас домашний чемпионат мира?
— Конечно! Настоящий праздник в нашей стране, столько болельщиков приехало! И им всем нравится, самое главное. Хоть многие средства массовой информации в западной Европе, в частности в Великобритании, были не очень хорошо настроены к нам, но те, кто не побоялся приехать, увидели наше дружелюбие и гостеприимство. Слышал даже, что некоторые наши гости по возвращении домой собираются в суд подавать на свои газеты из-за искажения информации о России.
— А если говорить о футболе?
— Все так непредсказуемо. Все думали, что Германия и Аргентина легко выйдут из группы. Германия сразу после группового этапа улетела домой, Аргентина, со скрипом выйдя в 1/8, тоже недолго продержалась. Бразилия до сих пор, как мне кажется, не показывает чемпионской игры. Да, есть Неймар, но он перебарщивает со своими финтами. Хотя есть у них запас, уверенность в своих силах. Посмотрим. Для меня они пока по-прежнему — загадка.
— Так кто, по-вашему, может выиграть Кубок мира?
— Бельгия, Англия, но для меня фавориты пока — хорваты. Как они Аргентину гоняли! Все 90 минут им просто дышать не давали! Вы только посмотрите на состав: Модрич, Манджукич, Ракитич, на всех парах к воротам несется Перишич. Оборона, вратарь — все как на подбор! У югославов всегда была хорошая команда, но и сейчас все бывшие югославские страны могут выставить боеспособную сборную. Сербия — на чемпионате мира, Хорватия — на чемпионате мира. Босния и Герцеговина была на прошлом чемпионате мира. Мы тут недавно с друзьями обсуждали, вот бы собрать сборную Советского Союза. Но поняли, что собирать некого. Ну, Мхитаряна разве что... А так ни в Белоруссии, ни в Грузии, ни на Украине нет топовых футболистов.
— Про хорватов хотелось бы поподробнее. Ведь нашей сборной с ними играть.
— Честно? Тяжело будет. Тяжелее, чем с испанцами. Я верил, что наши ребята могут пройти испанцев. Они играли, что называется, «тыр-пыр», по середине поля, без острых проникающих передач. Нет там уже Хави, а Иньеста, видимо, уже не тот. Иско и Диего Коста вообще были незаметны на поле, хотя это, конечно, и благодаря слаженным действиям наших.
— Жалко кого-нибудь из уже вылетевших сборных? Мексика? Колумбия? Аргентина?
— Аргентину вообще не жалко. Вылетели слабые, остались сильные. Ну, может быть, с точки зрения болельщика буду скучать по колумбийцам и мексиканцам, которые так сильно впечатлили нас своим южноамериканским задором. Мне довелось общаться с колумбийскими болельщиками, я видел, как они поддерживают свою сборную. Вот этих ребят в Москве и в городах России мне будет не хватать, да.
— Много на этом чемпионате мира разговоров про систему видеоповторов. Вы что думаете?
— Все-таки я против. Есть какая-то изюминка в футболе: ошибся судья, не ошибся, был гол, не было. И потом все это неделю обсуждают люди, спорят. А сейчас словно бы это потерялось.
— Так и сейчас обсуждают, надо было посмотреть, не надо было...
— Точно, точно. Правильно назначил пенальти, неправильно. Зато абсолютно отпали все вопросы, пересек или не пересек мяч линию ворот.
— Помните свои чувства, когда надевали футболку сборной России?
— Я не так много матчей провел за сборную, но особенно запомнился матч с японцами в Йокогаме на чемпионате мира 2002 года. Мы тогда понимали, что от этого матча многое зависит. Мы вышли на многотысячный стадион, заиграл наш гимн. В этот момент осознаешь, что на тебя смотрит вся страна, весь мир. Это невероятные эмоции! Даже не знаю, с чем можно сравнить. Разве что с рождением ребенка. Словами передать очень тяжело, надо пережить. И каждый, кто играет в футбол, стремится именно к этому — выйти на поле в футболке своей страны.
— Вы на какое-то время уходили из футбола после того, как завершили карьеру. Но сейчас снова в деле, работаете детским тренером, как раз воспитываете тех, кто будет стремиться выходить в футболке сборной...
— Ну, пока я преподаю индивидуально, но осенью начнет работать футбольная школа. Когда именно она откроется и где будет находиться, скажу немного позже.
— Кого в России и в мире считаете лучшим на той позиции, на которой играли?
— В России однозначно Марио Фернандеса. А в мире я бы отметил Марсело. Я специально слежу за ним по мере возможностей, когда играет «Реал» или сборная Бразилии. Мне интересно, когда-нибудь он обработает мяч не одним касанием? Я пока ни разу такого не видел. У него всегда после приема мяч внизу, и он готов к продолжению атаки, чему я, кстати, стараюсь научить детей, с которыми занимаюсь. Это очень важно в футболе: как ты обработаешь мяч, насколько быстро после этого будет продолжение атаки и насколько быстро ты будешь принимать следующие решения.
— Каких игроков вам не хватило на этом чемпионате мира? Может быть, Игоря Денисова?
— Сколько разговоров ходило про Денисова перед турниром. А сейчас что-то ни одного вопроса, ни одного слова про него не слышно. Удивило, что Лёв не взял Лероя Сане. Человек в своем «МанСити» носится на космической скорости! Или вот взять сборную Бельгии. Роберто Мартинес не взял Наингголана. Говорят, потому что тот курит. Он такой сезон в «Роме» провел! Считаю, что он на голову сильнее, чем Аксель Витсель. Думается, что Кевин де Брёйне не так ярко себя проявляет на этом чемпионате именно потому, что под ним нет грамотного разрушителя.
— А как вам выступление Южной Кореи? Они регулярно играют на чемпионатах мира и часто выходят из группы, хоть успех 2002 года с тех пор им и не покорился. Вы играли в этой стране. Как, по-вашему, в чем их секрет?
— Да, играл там три месяца. В чем секрет успеха? Знаете, всего за пару лет до того, как я приехал в Корею, там официально запретили в школе бить детей. А до этого в классе стояли розги или линейкой учитель мог отлупить провинившегося ученика. Совершенно легально.
— В спортивных школах их, наверное, тоже били...
— Да что там в школах! Рассказываю. В команде, в которой я играл, был очень возрастной тренер. Закончилась тренировка, тренер с помощником сели на бортик рядом с автобусом, сидят, болтают, что-то обсуждают. А рядом стоит литровая бутылка с водой. Подходит к ним один из молодых игроков, которому передали, что тренер хочет его видеть. «Да, учитель», — говорит. Перекинулись парой слов. Игрок встает на колени перед тренером, опускает голову, а коуч берет бутылку за горлышко — и со всего размаха ею по лицу этому парню. Раз пять ударил, бутылка из рук вылетела. Так он снял бутсу и шипами ему еще раза три врезал. Экзекуция закончилась. Парень встает: «Спасибо, учитель». Уходит за автобус и, пока никто не видит, по этому автобусу кулаками.
— За что его так наказали?
— Где-то не добежал, где-то накосячил. Был еще случай. Сидим в городе в кафе, а на улице два человека что-то не поделили. И 30 минут друг на друга смотрели, никто пальцем друг друга не тронул, но говорили все, что они думают. Они просто не знали, кто из них старше, а кто младше. Если в Корее ударил старшего, по закону тебя могут задержать. В раздевалке старший, опытный футболист мог неплохо оприходовать младшего. Один из легионеров, хорват, хотел было вступиться, его удержали: не надо, сами разберутся, все хорошо.
— Значит, кнутом воспитывают хороших футболистов, не пряником.
— Ну, они еще безумно работоспособные. В Корее были мои самые тяжелые тренировки, даже Валерий Георгиевич Газзаев таких не давал. Перед игрой первая тренировка у нас была в шесть утра. Вторая с 10 до 11. А вечером игра. Мы, легионеры, выходили на утреннюю тренировку сонные, расслабленные, прогулялись, потянулись. А корейские футболисты носились там чуть ли не на максимуме вокруг поля, быстрее ветра. И это в день игры! В шесть утра! В общем, у меня контракт был с продлением, но, побыв там три месяца, я решил, что надо ехать домой.
— Не для нас такой менталитет, да?
— Нам точно не понять, что у них в головах. Когда у них был экономический кризис и в стране не было денег, глава государства обратился к нации: «Люди добрые, нам тяжело. Сдайте, пожалуйста, все золото, которое у вас есть, мы вам потом вернем». И они все понесли.
— Так вернули им?
— Да, потом, через какое-то время.
— К нашим футболистам другой подход нужен, это точно.
— Помню, однажды, когда играл в «Локомотиве», перед встречей с «Бенфикой» в еврокубках заехали на базу. Иду по коридору, Палыч меня зовет зайти в свой номер. На столе стоят две бутылки пива. Как самочувствие, спрашивает. Да неплохо, Юрий Палыч. Ну вот возьми пиво, говорит, сейчас в бане попаришься, потом хлопнешь, чтоб спалось хорошо. Ошалел, конечно, но если тренер предлагает, кто же откажется... Так вот на следующий день я забил, да и вообще так хорошо сыграл, что потом чуть в «Бенфику» не уехал.
— Надо же, даже такой подход используют наши тренеры!
— Бокал вина или пива никак не скажется на твоих физических способностях. Каждый профессиональный футболист настраивается на игру, думает о ней. Надо иногда расслабить мозг, так что от бокала вина, тем более некоторые еще и водой разбавляют, ничего не будет. Помню, как с ЦСКА поехали играть с «Пармой». А Георгич (Газзаев. — «МК») очень любит итальянский футбол. И он доктору говорит, чтоб обед накрывали такой же, как и у футболистов «Пармы». Они за 4,5 часа до игры обедают, значит, и мы тоже, что они едят, то и мы. Приходим на обед, а там вино, пиво, хамон, салаты, сыры. А мы кроме куриного супа и макарон ничего не видели. Мы сначала подумали, что дверью ошиблись. Да нет, написано: «ЦСКА Москва». Ладно, зашли. По старой привычке взяли себе спагетти с бульоном. Заходит Газзаев, у него глаза округлились. «Доктор, ты что?! Тут же алкоголь кругом!» Доктор несется к менеджеру ресторана. Тот на него смотрит как на инопланетянина: ты ж сам просил, как у «Пармы».
— Значит, алкоголь в отличие от сигарет — не самый главный враг футболиста?
— Сигареты? Сейчас еще историю расскажу. Дима Хохлов вспоминал, как в «Реал Сосьедад» играть приехал. Приходит на предматчевую установку, а тогда еще Хавьер Клементе был тренером. Так вот, заходит Клементе, садится, берет пепельницу, закуривает и прямо с сигаретой в руках начинает объяснять. Игра закончилась, садится Хохлов в автобус. Чувствует запах. Кто-то курит. Направо посмотрел — никого, а налево: там топор вешай! И только слышит, как банки с пивом открываются. И зовут: Дима, иди сюда! Прямо в клубном автобусе после игры. А Мартинес Наингголана не взял...
— Тут недавно вспоминали, как вы с перевязанной головой играли с «Баварией»...
— Да, за «Локомотив», было дело. Мой папа тогда был в Мюнхене на стадионе, а потом ему немцы принесли газету, где моя фотография с перевязанной головой и заголовок что-то типа «Русский партизан сдержал Клинсманна», которого только купили как раз за большие деньги.
— Вы сейчас ходите на матчи ЦСКА и даже ездите на выездные матчи. Как случилось, что футболист стал болельщиком? Да еще и за ворота ходит.
— Когда играл в «Локо», для меня не было разделения на клубы, а когда перешел в ЦСКА, появился принципиальный соперник. Ну, вы понимаете, о какой московской команде я говорю. А потом, когда уехал в Корею на день рождения, ребята, болельщики ЦСКА, прислали мне туда много факсов с поздравлениями. И это было настолько приятно... Тогда, наверное, и появилось это желание — болеть за армейцев. Я хожу на стадион, как обычный человек, так же поддерживаю команду, так же кричу. Болельщики подходят иногда, фотографируются, но на секторе я такой же, как все люди, поддерживающие ЦСКА. Мы все болеем душой и телом за наш любимый красно-синий клуб. ЦВБП! (ЦСКА всегда будет первым. — «МК»).
Читайте материал: Певица Мара: с хорватами сборной России нужно рубиться до конца