Уругвай-Россия: укус не смертелен

Наш специальный корреспондент передает из Самары

«Мы проиграли битву, но не войну». Эту фразу, ставшую классикой, произнес в свое время французский генерал Шарль де Голль, будущий президент страны. Вот и сейчас сборная России по футболу, получив от команды Уругвая три болезненных укуса (да простит нас топ-звезда команды Луис Суарес: 4 года назад он был пойман на запрещенном в футболе приеме), с чемпионатом мира и не думает прощаться. Второе место в группе — свершившийся факт. Да, игра в Самаре стала очень сложной: то ли жуткая жара сыграла на стороне первых в истории чемпионов мира, то ли российская команда уже целенаправленно готовится к 1/8 финала, не отвлекаясь на мысли: с кем ей выгоднее там встретиться. Еще есть хорошая новость: наша команда будет играть на московском стадионе «Лужники». Так привычнее.

Наш специальный корреспондент передает из Самары
Луис Суарес.

Какая задача стояла перед сборной России в заключительном матче группового этапа с Уругваем? Да, турнирная стратегия однозначного ответа на этот вопрос не дает. Игроки, равно как и мы с вами, были лишены права выбора соперника: потенциальные наши оппоненты играли позже. С одной стороны, очевидно, что наиболее предпочтительным вариантом в 1/8 финала выглядела сборная Португалии. Действующие чемпионы Европы с лучшим футболистом планеты в составе не подарок, но против Криштиану Роналду и его партнеров еще можно играть, а вот какой футбол противопоставить испанским кружевам — даже сложно было представить.

Станислав Черчесов, впервые в истории выведя сборную России в плей-офф мирового первенства, уже выполнил задачу-минимум. Желать большего болельщики, конечно же, вправе, но требовать — нет.

Черчесов своей работой с национальной командой уже подтвердил, что Российский футбольный союз не ошибся с его назначением. Тренер-рационалист выжал из команды, пожалуй, даже больше, чем можно было ожидать.

Давайте вспомним, с чем столкнулся тренер после назначения на пост главного в национальной команде. Поголовное неверие болельщиков в сборную, которое, впрочем, довольно легко объясняется неудачным выступлением наших футболистов на Евро‑2016. Последнем крупном турнире для наших. А еще с далеко не выдающимся подбором исполнителей, подавляющее большинство из которых, выступая за российские клубы, элементарно не привыкли к борьбе от ножа с первой до последней минуты. Уровень РФПЛ постепенно растет, но матчи, в которых игрокам «Зенита», «Спартака» или ЦСКА необходимо впахивать от звонка до звонка, случаются не так часто, как хотелось бы.

Добавим сюда досаднейшие травмы, не пустившие на мундиаль двух основных центральных защитников — Георгия Джикия и Виктора Васина. И это притом, что основной игровой схемой Черчесов рассматривал вариант с тремя центральными защитниками.

А теперь вспомним проблемы с опорными полузащитниками, на которых в отечественном футболе жуткий дефицит. Только представьте, в каком унынии пребывал Черчесов, наблюдая, как резко сдает по весне в игре Денис Глушаков. Потеря капитана «Спартака», которого, положа руку на сердце, назвать полузащитником оборонительного плана можно, лишь обладая хорошей фантазией, да еще и учитывая, что за спиной у того есть бразилец Фернандо, стала ударом под дых и лично Черчесову, и всему тренерскому штабу.

К чему все эти воспоминания? Они необходимы для понимания пройденного Станиславом Саламовичем пути. Понимания того, что был выбран единственный из возможных вариантов подготовки с очевидным акцентом на физическую готовность и выходом на пик формы не к матчам плей-офф, а уже к началу группового этапа. Строить планы на дальнюю перспективу не было никакого смысла, ведь это футбольное завтра для сборной России могло и не наступить вовсе. А теперь вновь постарайтесь ответить на вопрос: какая задача стояла перед россиянами в матче с Уругваем? Конечно же, победить! Другой и быть не могло. А на испанцев выведет турнирный путь или на португальцев — уже второй вопрос.

Стадион в Самаре оказался для нашей команды нефартовым.

● ● ●

Уругвайцев в Самаре встретишь далеко не везде. Причем, когда на пути попадается группа из 4–5 латиноамериканцев, складывается впечатление, что это именно те, с кем ты уже познакомился только что. Это не мексиканские или перуанские моря в Москве, покорившие своим дружелюбием столичных и не только жителей. Это даже не заметно разбавленные азиатами поклонники сборной Германии и уж точно не сплоченные исландцы. Уругвайцев на улицах столицы Поволжья было совсем немного, и они никоим образом не выделялись из общей болельщицкой массы: ни особых песен, ни танцев, ни нарядов. Так, фотографировались, как все, на фоне пляжа на Волге, уклончиво отвечали на вопросы о желании занять именно первое место в группе.

Зато у них есть бесподобный Луис Суарес и замечательный Эдинсон Кавани. С таким багажом можно уехать довольно далеко.

Да и в общении уругвайцы скорее напоминают манерных европейцев, чем разнузданных и фривольных южноамериканцев.

— Да, у нас есть такие форварды, как Суарес и Кавани, выступающие за такие знаменитые клубы, как «Барселона» и ПСЖ, — говорит болельщик уругвайской сборной Марсело. — Но разве именитые игроки гарантируют удачное выступление на чемпионате мира? Мы давно претендуем на большие достижения, но заметных результатов, которыми можно было бы гордиться, пока нет. Мы приехали из Монтевидео с братом и надеемся, что Луис Суарес и его партнеры заставят весь мир смотреть на нашу страну с уважением. Именно поэтому для нас важно занять первое место в группе: вне зависимости от того, на какого соперника попадем в первой стадии плей-офф. Можете спросить любого уругвайца, и он вам подтвердит, что нам абсолютно безразлично, с кем играть там. Мы просто об этом не думаем. Главное — побеждать.

● ● ●

Наверное, не надо лишний раз убеждать, что россияне, как и уругвайцы, вышли на поле «Самара-Арены» за победой.

Стартовый состав россиян на матч претерпел сразу три изменения по сравнению с игрой против Египта. Станислав Черчесов перед матчем уверял, что подбирать соперника по 1/8 финала он не намерен, а игра будет акцентирована исключительно на победный результат. И не все эти кадровые изменения можно было предугадать.

На правом фланге обороны вместо Марио Фернандеса появился Игорь Смольников, что можно расценить как уклон в сторону обороны. Известно ведь, что русский бразилец из ЦСКА во многом дублирует на фланге функции Александра Самедова, а зенитовец может сыграть чистого оборонца, при необходимости подключаясь и к атакующим действиям.

Довольно неожиданной выглядела и замена в центре поля Александра Головина на Алексея Миранчука. Выход же Фёдора Кудряшова на позиции правого защитника, где до этого играл Юрий Жирков, напрашивался и раньше. Но было очевидно, что тренерский штаб выбрал более обороноспособный состав, отдав места на флангах защиты тем игрокам, кто больше склонен разрушать, чем создавать.

На 9-й минуте форвард «Барселоны» Луис Суарес сначала заработал штрафной на самой линии штрафной почти по центру, а несколько секунд спустя сам же его безукоризненно реализовал, вогнав мяч в левый нижний для Игоря Акинфеева угол.

Уже в ответной атаке россияне могли сравнять счет — Артем Дзюба вывел на ударную позицию Дениса Черышева, но полузащитник пробил прямо во вратаря. Буквально сразу возможность для удара головой имел сам Дзюба, но мяч пролетел над перекладиной. А уругвайцы вновь забили — после не самого опасного удара из-за пределов штрафной мяч срикошетил от ноги Дениса Черышева и юркнул в угол наших ворот. Если в случае с первым пропущенным мячом вина голкипера россиян не очевидна, то во втором случае Игорь мог бы сыграть и расторопней. К 30-й минуте сборная России уже уступала уругвайцам 0:2. Желания в действиях наших игроков было в избытке, а вот с конструктивом дела обстояли несколько хуже.

А на 37-й минуте для сборной России все закончилось. Игорь Смольников в лихом подкате снес соперника в непосредственной близости от штрафной, за что был удостоен уже второй желтой карточки в матче. Отыграть фору у уругвайцев в меньшинстве — задача практически невыполнимая.

Станислав Черчесов не стал на манер классического тренера по боксу выбрасывать белое полотенце. Вместо удаленного Смольникова на поле вышел Фернандес, а после перерыва Юрия Газинского сменил Далер Кузяев. Трибуны скандировали: «Нужен гол» — и гнали волну. Была показательная замена Миранчука на Фёдора Смолова, неподдельные эмоции на поле, тренерской скамейке и зрительских местах, и даже удар Дзюбы с левой без сопротивления, но изменить исход матча не удалось.

Более того, за 10 секунд до истечения игрового времени в ворота Акинфеева влетел и третий мяч, который после розыгрыша углового запихал из пределов вратарской Кавани. Да, автор победного для уругвайцев мяча Суарес покусал нашу команду, но его укус не смертелен. Напомним, что стратегически результат этого матча не имел никакого значения, а царапины от зубов нападающего «Барсы» заживут еще до 1/8 финала, где выбор соперника от нас никак не зависел.

Сюжет:

ЧМ-2018

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру