Допинговый скандал и "паспорт крови"

«Вы попадетесь на допинге, даже если в вашей комнате просто на подоконнике растет герань»

Мы обратили внимание, что в последние годы понятие «паспорт крови» как обязательный документ спортсменов очень редко упоминается в разговорах. Сейчас в связи с историей Евгения Устюгова и мирового биатлона в целом история поднята на поверхность. Но паспорт вроде бы существует. Более того, информированные источники «МК» говорят, что этот документ спортсмену не враг.

«Вы попадетесь на допинге, даже если в вашей комнате просто на подоконнике растет герань»

Как пример, он может обезопасить атлета от нападок по поводу повышенного уровня тестостерона. Если на протяжении нескольких лет его показатели остаются приблизительно на одном уровне, любое антидопинговое агентство будет вынуждено признать: это эндогенный фактор. То есть гормон производится организмом, а не приобретается извне.

«Паспорт крови» был введен даже не на волне повального увлечения эритропоэтином (он легко ловится на месте преступления), а в тот момент, когда спортивная индустрия пошла на еще более изощренный обман. Аутогемотрансфузия, а если проще, переливание себе собственной крови как изобретение бесценно для проведения сложных операций для обычных людей. Но в спорте этот нехитрый прием был запрещен немедленно — сразу, как только появился.

Ситуация: спортсмен тренируется в условиях высокогорья, где при даже минимальной гипоксии (кислородном голодании) вырабатывается значительно больше красных кровяных телец, затем он сдает собственную кровь и возвращается на равнину. А за 2–3 дня перед стартом вливает ее себе в кровеносную систему обратно. Казалось бы, все чисто. Но это не так.

Эксперт «МК» (мы не имеем права разглашать имена спортивных врачей) рассказал, что «ловятся» такие экспериментаторы не на гемоглобине, а на следах консервантов, которые в анализе обнаружены. Проба «Б» будет аналогичной, а далее последует немедленная дисквалификация.

«Паспорт крови» нужен, — говорит наш собеседник. — Вот у представителей северных народов или тех, у кого сильны полярные корни, организм развивается неспешно. А если это Северный Кавказ, то, как правило, такие юноши к 12–14 годам от роду два раза в день бреются (если хотят, конечно). Чтобы показатели мужских гормонов были открытыми и легальными, нужно фиксировать их документально».

Если у биатлониста Евгения Устюгова, однофамильца коллеги-лыжника, диаграмма показателей анализов крови (гормональный статус, эритроциты, иммуноглобулин и так далее) сравнительно ровная, по идее, он может доказать свою невиновность… Хотя о презумпции в спорте говорить в последнее время не приходится. Это, увы, такой же миф, как «спорт вне политики».

Эксперт:

— В спорте мы живем как на вулкане. Хочется доверять спортсменам, но постоянно приходится им напоминать, что за ними следят. Нелепая ошибка или же намеренная подлая провокация (вспомним кёрлера Александра Крушельницкого) означает полный провал. А зачем нашей бобслеистке, априори не боровшейся за медали, был нужен в Корее допинг? У нее мама врач, кстати! Еще момент: не всегда спасает заполнение бланка о терапевтическом обосновании. Если у атлета кожное заболевание — атопический дерматит, требующий применения не разрешенного WADA препарата, то к нему можно прибегнуть вполне легально (если использование не пероральное и не внутривенное), и тогда заявка самим WADA не принимается. Но вот у вас небольшая ранка на коже — и это лекарство попадает в кровь. И это уже, как ни крути, случай применения допинга. И как быть? (Уместно вспомнить, что схожий случай стоил Олимпиады знаменитой норвежской лыжнице Терезе Йохауг. — «МК».)

— А все-таки мельдоний — это эффективное средство или плацебо?

— Пока ни то, ни другое не доказано. Но ясно одно. Атлеты не едят все время таблетки. Есть же и поддерживающие средства, как, скажем, препараты от обезвоживания. Они продаются в банках как порошок. Что мешает горничной из гостиницы, у которой ключ от вашего номера есть всегда, вскрыть желатиновую капсулу с мельдонием и подсыпать порошок в эту добавку? Он не почувствует, потому что порошок у него сладкий. И это за сравнительно небольшие деньги. К тому же еще есть моральный аспект: девушка же не идет на убийство или кражу! Даже напротив, помогает сердечной мышце своей «заказанной» жертвы…

— Но что тогда делать? Жить на казарменном положении? Кушать и пить исключительно все привезенное с собой? Это же не жизнь, а кошмар!

— В таком кошмаре мы все и живем. Для примера: герань на подоконнике в московской квартире содержит вещества, запрещенные WADA. Если говорить о лечении насморка, там вообще мало что можно. Раньше в моде был кодеин. Сейчас он существует в малых дозах в некоторых препаратах. Но и этого вам будет достаточно, чтобы получить дисквалификацию…

А вообще страшно подумать, что будет завтра. Пока пройдет чемпионат мира по футболу, скорее всего, ничего не случится, но осенью могут забыть про наших зимников и взяться за летние виды спорта, поскольку Олимпиада в Токио-2020 — летняя. Словно есть заказ: готовить новый компромат — и как можно в большем объеме. Что поделаешь — работаем дальше…

ЦИТАТА ДНЯ

«Мне кажется, что если есть хоть доля правды в слухах о не полученной за олимпийское «золото» машине, то это детские обиды. С другой стороны, я слышал, что Знарок — самый высокооплачиваемый тренер в мире на данный момент. С таким настроением, если тренер обижается, нужно искать другого.

Каковы его перспективы в НХЛ, куда его сватает пресса? Там тяжелая работа, там не будет административного ресурса. Но если он действительно продолжит карьеру в НХЛ, то хочу пожелать ему только удачи».

Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Вячеслав ФЕТИСОВ

Вячеслав Фетисов рассказал, как будет отмечать свой юбилей

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27662 от 14 апреля 2018

Заголовок в газете: Хочешь спортивного мира — готовься к войне

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру