Нет, москвичи боролись, как могли, исходя из их нынешнего зимнего состояния, победили, теоретически могли даже уравнять шансы по сумме двух встреч. Но не сложилось...
Увы, на первый план вновь вышли события так называемого «околофутбола». Уже хорошо известны печальные последствия вчерашних событий – погиб испанский полицейский, много раненых, немало задержанных. Но сегодня Бильбао уже словно забыл о случившемся – на улицах города невиданных контрастов установились привычный покой и порядок.
Однако спартаковская торсида покидает Страну Басков совсем с иными чувствами – покой ей только снится.
- По изначальному плану полиция Бильбао должна была сопровождать организованную группу спартаковских болельщиков от площади Moyua до гостевого сектора. Что же случилось в тот момент? – спросил я у одного из известных спартаковских болельщиков, пожелавшего остаться неизвестным.
- Как только на площади собралась большая группа наших болельщиков, в нее со всех сторон полетели бутылки и стаканы, поскольку все бары были открыты, а они здесь на каждом углу.
- Как реагировали спартаковцы?
- Ребята начали стандартно расслаиваться, разделились, дабы прикрыть собственный тыл и не получить удар в спину. Но многим уже успели переломать руки битами, арматурой, которые у басков была наготове.
- Как действовала в этой ситуации полиция?
- Довольно квалифицированно, но ее было мало. Основная часть стражей порядка, процентов 70, ждала нас уже у трибун стадиона. К такому повороту событий местные службы правопорядка оказались явно не готовы. Да, они теснили нападавших, но ни сама площадь, ни наши ребята ничем не были ограждены, никакого оцепления!
- Что происходило дальше?
- Пошла вторая атака. Переворачивались мусорные баки, и всё их содержимое летело в нашу сторону. Мы, естественно, защищались, но местных было значительно больше, возможно, даже три тысячи. Попытались буквально смять, но им это не удалось.
- Много ли серьезно пострадавших?
- "Скорые" работали в режиме нон-стоп. Видел, как один спартаковский болельщик целый тайм простоял на секторе с ножевым ранением, из него буквально фонтаном хлестала кровь. Потом его госпитализировали.
- У стадиона уже во время и после матча новых эксцессов не возникало?
- Нет. После информации о смерти коллеги испанские полицейские действовали уже предельно собранно и четко. Хотя в перерыве какая-то группа, человек 70, пыталась приблизиться к нашему сектору. Но у их ничего не вышло.
- Что случилось с этим несчастным погибшим полицейским?
- Сердечный приступ, когда кто-то из местных выстрелил петардой.
- Испанцы пишут, что это был русский?
- У наших болельщиков никакой пиротехники вообще не было.
- Сколько спартаковских болельщиков задержано?
- На данный момент, если не ошибаюсь, трое. Будем всеми правда и неправдами вытаскивать их из тюрьмы. В Мариборе уже был случай, когда ткнули пальцем в абсолютно невиновного парня. И осудили его на три года.
- То есть, получается, вы абсолютно убеждены, что виной всех бесчинств и беспорядков – болельщики «Атлетика»?
- Не знаю, болельщики они или нет, но вся агрессия шла от местных. Повесить на нас всё, что случилось вчера, никому не удастся.
...Шеф полиции Бильбао своего имени скрывать, разумеется, не стал. Но побегать за ним пришлось изрядно.
Сначала я прибыл в мэрию, которая внешне напоминает "королевство кривых зеркал". Оттуда меня отправили в ближайший комиссариат. Не оказалось его и в главном полицейском управлении.
Сеньор Хосу Буханда давал пресс-конференции в студии баскского центрального телевидения, аккурат напротив уже забывшего вчерашние страсти красавца-стадиона «Сан-Мамес». Вокруг него резвились дети, которых накануне из соображений безопасности вынудили даже пропустить школьные занятия.
Надо отдать должное сотрудникам полицейской пресс-службы, которые не просто договорились об интервью с руководителем управления, но и сопроводили меня на встречу.
- Почему все пошло не так, как вы планировали? Почему не взяли в кольцо спартаковских болельщиков и не сопроводили их до гостевого сектора?
- В прежних случаях нам было достаточно самого обычного сопровождения. Мы надеялись на большую сознательность гостей, несмотря на всю их многочисленность.
- Что вы имеете в виду? Спартаковские болельщики утверждают, что зачинщиками всех беспорядков были поджидавшие их в несметном количестве местные хулиганы.
- Поверьте, там были обоюдные атаки. И кто начал, кто бросил первый камень, понять довольно трудно.
- Почему основная часть полицейских располагалась вблизи стадиона, а не в эпицентре страстей?
- Это обычная практика. В 18:30 были расставлены наряды и на площади, и на пути следования болельщиков, и непосредственно около стадиона. Мы уверены в верности избранной нами схемы. Иначе всё могло быть еще хуже.
- Подобные эксцессы уже случались в Бильбао применительно к футбольным матчам?
- Да, это не первый случай. Но погиб наш коллега, полицейский, такого раньше не было.
- Сколько задержанных на данный момент?
- Девять. Трое русских, один поляк и пятеро местных жителей.
- Какова судьба россиян, что их ждет?
- Это решит суд, по всей видимости.
- На данный момент в городе все спокойно?
- Да, после матча болельщики быстро разошлись по отелям, поскольку большинство баров были уже закрыты. Сейчас уже почти все наши гости отбыли восвояси.
Пообщаться ни с кем из «инчас» «Атлетика» сегодня уже не удалось. Зато куда эмоциональнее, чем подкупающий своим спокойствием комиссар, отреагировал на вчерашние события мэр города сеньор Абурто: «Не возвращайтесь в Бильбао! Мы не хотим вас видеть! Никакой толерантности. Тот, кто это сделал, заплатит за это», — написал он в своём твиттер-аккаунте.
Под стать городскому главе пышет гневом главная газета Страны Басков El Correo. Особенно по части трагической смерти полицейского Алонсо Гарсия: «Он скончался через час в блоке реанимации. Через час после того, как какой-то бешеный русский бросил в его сторону зажигательную смесь. Этот замечательный отец двоих детей умер в результате инфаркта».
При этом, журналисты отмечают, что полиция на удивление предоставила слишком много свободы и для пешеходов, и для автомобилистов, которые впервые получили возможность парковать машины в непосредственной близости от стадиона.
«В воздухе пахло жареным, чему был подтверждением барражировавший над местами массового скопления полицейский вертолет...» - отмечается в испанской прессе.
Сам я, правда, никаких признаков угрозы, продвигаясь на стадион пешком, не заметил. Народ с бокалами вина и пива вел вполне обычные для испанского образа жизни беседы. Правда, слышал, что кто-то на чистом испанском сказал снимавшей на смартфон женщине: «Выключи эту дрянь, шлюха, иначе меня убьют». И это явно не был наш соотечественник.
Свой отчет радикальная El Correo завершает таким пассажем: «Из щели ложи прессы мы видели гонки в капюшонах, летающие ракеты – это был какой-то фанатический сброд, способный сделать Бильбао мертвым городом безо всяких угрызений совести».
Увы, всё, что случилось здесь вчера, оставляет больше вопросов, чем ответов.
В свою очередь, уже появилось сообщение, что «УЕФА решительно осуждает жестокие столкновения, которые произошли в городе Бильбао. Мы находимся в контакте с местными органами власти, чтобы узнавать дополнительную информацию об этих инцидентах», – приводят заявление руководства Европейского союза футбольных ассоциаций (УЕФА) информагентства.
И вряд ли европейских футбольных чиновников будет сильно интересовать спартаковская версия событий.
Бильбао