Утешать ли нам себя? Очень хотелось, конечно, медаль в парном катании, в слишком тяжелую ситуацию попала вся сборная олимпийских спортсменов из России, чтобы терять награды там, где реально было их получить. Но Женя и Володя сделали в Пхенчхане то, что могли, исходя из накопленного опыта.
Они могли бы и завоевать в этот день награду любого достоинства. Но в сильнейшей группе все пошло сразу не в нашу пользу. Последний стартовый номер – это для тех, кто совсем уж зубр. А по олимпийским меркам Женя с Володей – еще зубрята. Бывает, конечно, что и молодость сжирает опыт. Но в это корейское утро олимпийские боги наконец-то решили, что в Пхенчхане должно воздаться украинке, ныне выступающей за Германию, Алене Савченко.
Они правильно решили. Пятые Олимпийские игры. Каторжный путь от Сочи до Пхенчхана. Поменять партнера, отдав себя в руки необученному Олимпийскими играми и чемпионатами мира парня, отвоевать его у другой страны, добившись права на старты, пройти через них новичками, приучив к себе зрителей и судей, влюбив в себя снова…
Эта Алена – кремень и волшебница. Когда короткая программа, казалось бы, лишила ее и Бруно Массо надежды на победу, отбросив на четвертое место, они сделали самое простое. Если нечего уже терять, надо просто получить и доставить удовольствие. Это был показ от кутюр. И если кто-то сможет усомниться в том, что именно немецкая пара украинки и француза была на льду Пхенчхана золотой, тот ничего не понимает в фигурном катании.
Тарасова и Морозов свои первые Игры проиграли. Но рядом с Савченко и Массо проиграли все. Это не будет утешением для наших ребят, вообще потерявших пьедестал – из-за последнего ли стартового номера, из-за накопившихся ли эмоций… Но это не даст им возможности уже кататься, как прежде. Программа олимпийских чемпионов и, пожалуй, французов Ванессы Джеймс- Моргана Сипре – это те самые шедевры, которые создаются и выкатываются на главном старте четырехлетия. Начиная от выбора музыки, заканчивая столь запоминающимися находками-изюминками.
Технически Тарасова-Морозов поднялись уже очень высоко. Но когда накал соревнований столь жарок, нельзя не только ошибаться, нужно еще и покорять. Это – высокое искусство.
Савченко и Массо в Пхенчхане обновили мировой рекорд - 159,31 балла. Второе место заняли китайцы Суй Вэньцзин-Хань Цун. Третьими стали канадцы Меган Дюамель-Эрик Редфорд (они исполнили четверной выброс). Нас там, на пьедестале, конечно, не хватает. Но ни одна из пар не оказалась на нем незаслуженно.
«У Жени с Володей будет все хорошо. Это их первая Олимпиада, надеюсь, она не будет последней. Это их закалит, даст возможность их тренерам, балетмейстерам посмотреть на них по-другому, сделать их разнообразными», - это скажет Татьяна Анатольевна Тарасова. И не сдержит эмоций: «Да сырые они еще!».
А Алена Савченко – не совсем стандартный случай для фигурного катания – упала на лед после финальной точки программы на спину. Так обычно падают после финиша лыжницы или биатлонистки. Что ж, она отстрелялась. И отдала себя всю. А большой партнер с абсолютно детским выражением лица уже глотал слезы. И это как раз были те эмоции, которые не надо скрывать даже мужикам. Слезы счастья.
Мне кажется, тренер Тарасовой-Морозова именно в этот момент уже понял все. Робин Шолковы, дважды становившийся с Аленой бронзовым призером Олимпийских игр – в Ванкувере и Сочи – понял все.
Роль Бруно в этой паре – не менее важна, чем роль Алены. Через какие мысли он проходил, соглашаясь на предложение звезды встать с ней в пару, как морально избивал себя, когда что-то не получалось – это пока остается в нем. После пьедестала он скажет: «Было очень трудно осознать, что произошла ошибка в короткой программе (его ошибка), и из-за нее мы стали только четвертыми. Мы беседовали с тренерами и сказали себе, что должны просто принять случившееся. Будет другой день и другое катание. И в финале атаковали программу как тигры». Вот так еще один дебютант, воспитав в себе тигра, стал олимпийским чемпионом.
…После своего выступления в Пхенчхане Алексей Рогонов, из запаса стремительно попавший вместе с Кристиной Астаховой в Пхенчхан вместо не получивших приглашение от МОК Ксении Столбовой-Федора Климова, скажет: «Думал, вот оно, счастье, а это опять опыт».
Всем нашим парникам, оказалось, посвящены эти слова были. Болезненно мудрые. Справедливые. И утешать никого не надо. Справимся, переживем. Вернемся на олимпийский пьедестал зубрами.