«Финишировали и понимаю, что я - третий. Вижу, как радуется мой тренер, и такие эмоции … Откуда и что, я не понимаю, но только успеваю закрыть руками очки, чтобы не сфотографировали, как мужчина из России плачет. Обнимает тренер, кричит, что поздравляет, а я вот так сжался, как маленький ребенок, и у меня просто текут слезы…»
Здесь, в Корее, мы научимся ценить не только медаль каждой пробы, но и каждое выступление. Выбираются наши ребята на олимпийский свет, как из подземелья. Это стоит не просто обычных усилий – выйди и покажи талант и наработанное годами. В Пхенчхане за каждым шагом любого спортсмена команды OAR следят со всех сторон. Что сказал, куда пошел, в правильной ли форме? И никто стопроцентно не может знать, а как его эмоциональные слова аукнутся позже? Например, слова Семена об отстраненных товарищах?
«Посвящаю медаль всем ребятам, которых так подло и, наверное, мерзко, без каких-то объяснений отстранили. Эта медаль для вас, и боритесь до конца, не сдавайтесь». Нет, МОК не будет разбираться ни с какими словами во время Игр. Но существует программа надзора за олимпийскими атлетами из России, за их поведением. В конце Игр исполкому МОК отдадут все собранное непосильным трудом. А потом последует и решение – были ли сложности при выполнении всего нашим ребятам предписанного? Это нам уже объяснил представитель МОК. Про слова Елистратова там уже знают.
«Я реально не отступил там, где другие отступали и не сдался там, где сдавались другие. Безумно рад, безумно горд», - скажет все там же, в смешанной зоне Семен.
Скажет еще, что его решение поехать на Игры поддержали отстраненные Ан и Григорьев. «Говорили: «Семен, не слушай никого. На твоем месте мы приняли бы именно такое решение – ехать». Меня ведь многие спрашивали, полечу я или нет на Олимпийские игры. Говорили - думай. Ну, а как я не полечу? Это моя жизнь, мой путь к мечте. Олимпийская медаль – такая штука, что невозможно ничего загадать. Выходя здесь на старт, я думал только об одном: чего мне переживать? Я готов? Значит, готов. На что натренировал, что заслужил, то сейчас выйду и получу. Выходил с абсолютно холодной головой. Но мне прямо очень понравился полуфинальный забег – все там получилось, как надо. В финале не все, к сожалению…».
Тот забег, который очень понравился Семену, лишил меня, голоса на время. Сорвала. Шорт-трек, а главное – Семен, который стал первым, словно показал все изворотливые пути к победе в этом сложнейшем виде спорта. Пролезть в любую щель, не зацепить никого, не упасть, когда падают рядом, не дать себя оттолкнуть, оттолкнуть самому... А дистанция-то – 1500 метров! За это время шорт-трек успеешь и возненавидеть за свойственную ему довольно гадкую тактику поведения, и прийти в восторг от виртуозного владения коньками и буквально миллиметрового понимания ситуации. Нервы смотрящих – вдрызг. Эмоции – шальные. Трибуны переполнены.
Помню, как Светлана Журова, олимпийская чемпионка в коньках, рассказывала: когда спортсмены падают и страшно врезаются в борты, это только на зрителей действует, впечатляет. Волонтер, который, стоя за двумя рядами толстенных подушек отлетел после удара в борт упавшего шорт-трекиста метра на два и был подхвачен товарищами по волонтерскому движению, тоже был впечатлен. Головой мотал долго.
Шорт-трек падениями богат. Групповыми особенно. А в финале с Елистратовым бежало еще аж восемь человек (обычно – шесть)! «Непривычно, конечно. Нельзя было садиться назад, в конец группы, шансы там сводятся к нулю. Пытался бежать в «головке». Трибуны кричат, мой тренер что-то кричит, я не понимаю. Думаю, так – стоп, нужно концентрироваться!».
Концентрироваться нашим ребятам приходится не только в борьбе. Первой в этот день была медаль для нашей урезанной сборной, первой была и пресс-конференция. За столом Елистратов сидел уже без видимых эмоций. Хорошо, что зеппельтов все же не так много. Вопросы иностранных журналистов носили достаточно корректный характер.
Рассказал Семен и им – что посвящает награду отстраненным ребятам, очень рад медали в такой непростой для нашего спорта ситуации, благодарен всем, кто помогал и помогает. «Всем, кто за мной стоит – моей команде, российским болельщикам, которым удалось попасть на эти Игры и удается поддерживать нашу команду. И не только российским. Большое спасибо».
Расскажет о том, как тяжко пришлось ему, олимпийскому чемпиону в Сочи, многократному чемпиону Европы, чемпиону мира, в этом сезоне – болезнь преследовала, перебивался с места на место. Он ведь еще в Сочи обещал борьбу за личные медали в Пенчхане. «А буквально месяц назад из-за сложностей и проблем на Кубке мира я был двадцатым».
И еще скажет: «Я знаю, что такое допинг». Та история с мельдонием втянула Семена в суровые разбирательства. Рассказывать в подробностях их никто не готов, да, наверное, и нет в этом особой нужды. Время, во всяком случае, совсем не подходящее. Но обвинения, затем заявления главы федерации коньков о детекторе лжи для сборной, затем отлучение от нее одного из спортсменов – все это помнится. Семен был оправдан, нервы канатами тогда не стали ни у кого. Именно это и имел в виду Елистратов, говоря о допинге.
Об этом же, спустя несколько часов, пришлось говорить и главе медицинского департамента МОК Ричарду Баджетту (он входил в комиссию по допуску наших спортсменов в Пхенчхан), отвечая на вопрос одного из иностранных корреспондентов: а как это Семену выдали приглашение на Игры?
«Как известно, мельдоний – это особый вопрос. Длительность его выхода из организма не была изучена. В Восточной Европе препарат использовали широко и до определенного момента он не был запрещен. Нужно говорить честно, это не считалось допингом». Уф-ф, можно было прямо начать любить в этот момент Баджетта.
А Семен Елистратов, непосредственно сообщив присутствующим, что больше всего сейчас хочет в туалет по-маленькому, а затем – выспаться, кивнет еще и улыбнется в сторону чемпиона Олимпийских игр корейца Лим Хё Чжуна, в смешной шапочке с помпоном восседающего на пресс-конференции рядом. И расскажет, что они тренировались вместе на сборе здесь, в Корее, прямо перед Играми. «Я очень рад, что мне удалось попасть на пьедестал со столь достойными соперниками (вторым стал Шинки Кнегт, Нидерланды).
Победитель же с помпоном не испугается вопроса, хотел бы он выступить на Играх вместе с Виктором Аном? Не сомневайтесь, хотел бы. «Это именно он мне сказал, что я могу выступать хорошо. Давал советы, я многому учился. Увидел его в 2006 году в Турине, мечта участвовать в Олимпийских играх появилась именно тогда. Очень уважаю этого спортсмена и очень был огорчен, когда узнал, что его не пригласили в Корею. Участвовать с ним в одном забеге было бы очень волнительно».
Кстати, защитив Семена, тот же Баджетт расскажет о результатах допинг-тестов вообще всех спортсменов из России на Играх. Чистые. И при этом подчеркнет: продолжаем внимательно следить.
«Олимпийским атлетам из России уделялось и уделяется большое внимание. Те, кто приехал сюда, чисты, но история показывает, что нельзя терять бдительность. Это группа высокого риска».
Чудесная спортсменка из «группы риска», а мы скажем – команды особого назначения - Женя Медведева, утром обновившая свой же мировой рекорд в короткой программе, выступая в командном турнире фигуристов, на вопрос, гордится ли она, что МОК пригласил ее на Игры, ответила: «Горжусь родиной, семьей, близкими. Я не могу гордиться сама собой. Я делаю все, что от меня зависит в каждой конкретной ситуации».
…И мы должны ими гордиться. Каждым. Не имеем права подставлять – неосторожными действиями, вопросами, на которые они стараются отвечать честно. «Во благо своей команды я очень тщательно слежу за экипировкой и всем остальным», - не вдаваясь в подробности, скажет та же Медведева.
Во благо, вопреки всему, что хочется, в Корее надо помнить о главной цели. Первый герой нашей команды на Олимпийских играх в Корее Семен Елистратов сформулирует это так: «Можно ли сказать, что приехал сюда уже не зря? Да вы шутите что ли?! Конечно, нет. Как можно приехать на Олимпийские игры «зря»? Это моя жизнь, моя дорога, которую я выбрал в детстве. Эта бронзовая медаль - самая тяжело доставшаяся из всех полученных в карьере и самая дорогая!».
Читайте материал: Российская фигуристка Медведева выиграла короткую программу Олимпиады с мировым рекордом