Как плакал и бился за бронзу Пхенчхана Семен Елистратов

"Как можно приехать на Игры «зря»?

…Семену Елистратову было неловко даже говорить об этом. Мужик, он стыдился, что после финиша, который принес ему, олимпийскому чемпиону Сочи-2014, бронзу Пхенчхана-2018, заплакал. А провел Семен свои главные забеги так, что тут не плакать можно было, рыдать от счастья. Первая наша медаль на выстраданных Играх. На Олимпийских играх с перебинтованной душой.

"Как можно приехать на Игры «зря»?

«Финишировали и понимаю, что я - третий. Вижу, как радуется мой тренер, и такие эмоции … Откуда и что, я не понимаю, но только успеваю закрыть руками очки, чтобы не сфотографировали, как мужчина из России плачет. Обнимает тренер, кричит, что поздравляет, а я вот так сжался, как маленький ребенок, и у меня просто текут слезы…»

Здесь, в Корее, мы научимся ценить не только медаль каждой пробы, но и каждое выступление. Выбираются наши ребята на олимпийский свет, как из подземелья. Это стоит не просто обычных усилий – выйди и покажи талант и наработанное годами. В Пхенчхане за каждым шагом любого спортсмена команды OAR следят со всех сторон. Что сказал, куда пошел, в правильной ли форме? И никто стопроцентно не может знать, а как его эмоциональные слова аукнутся позже? Например, слова Семена об отстраненных товарищах?

«Посвящаю медаль всем ребятам, которых так подло и, наверное, мерзко, без каких-то объяснений отстранили. Эта медаль для вас, и боритесь до конца, не сдавайтесь». Нет, МОК не будет разбираться ни с какими словами во время Игр. Но существует программа надзора за олимпийскими атлетами из России, за их поведением. В конце Игр исполкому МОК отдадут все собранное непосильным трудом. А потом последует и решение – были ли сложности при выполнении всего нашим ребятам предписанного? Это нам уже объяснил представитель МОК. Про слова Елистратова там уже знают.

«Я реально не отступил там, где другие отступали и не сдался там, где сдавались другие. Безумно рад, безумно горд», - скажет все там же, в смешанной зоне Семен.

Скажет еще, что его решение поехать на Игры поддержали отстраненные Ан и Григорьев. «Говорили: «Семен, не слушай никого. На твоем месте мы приняли бы именно такое решение – ехать». Меня ведь многие спрашивали, полечу я или нет на Олимпийские игры. Говорили - думай. Ну, а как я не полечу? Это моя жизнь, мой путь к мечте. Олимпийская медаль – такая штука, что невозможно ничего загадать. Выходя здесь на старт, я думал только об одном: чего мне переживать? Я готов? Значит, готов. На что натренировал, что заслужил, то сейчас выйду и получу. Выходил с абсолютно холодной головой. Но мне прямо очень понравился полуфинальный забег – все там получилось, как надо. В финале не все, к сожалению…».

Тот забег, который очень понравился Семену, лишил меня, голоса на время. Сорвала. Шорт-трек, а главное – Семен, который стал первым, словно показал все изворотливые пути к победе в этом сложнейшем виде спорта. Пролезть в любую щель, не зацепить никого, не упасть, когда падают рядом, не дать себя оттолкнуть, оттолкнуть самому... А дистанция-то – 1500 метров! За это время шорт-трек успеешь и возненавидеть за свойственную ему довольно гадкую тактику поведения, и прийти в восторг от виртуозного владения коньками и буквально миллиметрового понимания ситуации. Нервы смотрящих – вдрызг. Эмоции – шальные. Трибуны переполнены.

Помню, как Светлана Журова, олимпийская чемпионка в коньках, рассказывала: когда спортсмены падают и страшно врезаются в борты, это только на зрителей действует, впечатляет. Волонтер, который, стоя за двумя рядами толстенных подушек отлетел после удара в борт упавшего шорт-трекиста метра на два и был подхвачен товарищами по волонтерскому движению, тоже был впечатлен. Головой мотал долго.

Шорт-трек падениями богат. Групповыми особенно. А в финале с Елистратовым бежало еще аж восемь человек (обычно – шесть)! «Непривычно, конечно. Нельзя было садиться назад, в конец группы, шансы там сводятся к нулю. Пытался бежать в «головке». Трибуны кричат, мой тренер что-то кричит, я не понимаю. Думаю, так – стоп, нужно концентрироваться!».

Концентрироваться нашим ребятам приходится не только в борьбе. Первой в этот день была медаль для нашей урезанной сборной, первой была и пресс-конференция. За столом Елистратов сидел уже без видимых эмоций. Хорошо, что зеппельтов все же не так много. Вопросы иностранных журналистов носили достаточно корректный характер.

Рассказал Семен и им – что посвящает награду отстраненным ребятам, очень рад медали в такой непростой для нашего спорта ситуации, благодарен всем, кто помогал и помогает. «Всем, кто за мной стоит – моей команде, российским болельщикам, которым удалось попасть на эти Игры и удается поддерживать нашу команду. И не только российским. Большое спасибо».

Расскажет о том, как тяжко пришлось ему, олимпийскому чемпиону в Сочи, многократному чемпиону Европы, чемпиону мира, в этом сезоне – болезнь преследовала, перебивался с места на место. Он ведь еще в Сочи обещал борьбу за личные медали в Пенчхане. «А буквально месяц назад из-за сложностей и проблем на Кубке мира я был двадцатым».

И еще скажет: «Я знаю, что такое допинг». Та история с мельдонием втянула Семена в суровые разбирательства. Рассказывать в подробностях их никто не готов, да, наверное, и нет в этом особой нужды. Время, во всяком случае, совсем не подходящее. Но обвинения, затем заявления главы федерации коньков о детекторе лжи для сборной, затем отлучение от нее одного из спортсменов – все это помнится. Семен был оправдан, нервы канатами тогда не стали ни у кого. Именно это и имел в виду Елистратов, говоря о допинге.

Об этом же, спустя несколько часов, пришлось говорить и главе медицинского департамента МОК Ричарду Баджетту (он входил в комиссию по допуску наших спортсменов в Пхенчхан), отвечая на вопрос одного из иностранных корреспондентов: а как это Семену выдали приглашение на Игры?

«Как известно, мельдоний – это особый вопрос. Длительность его выхода из организма не была изучена. В Восточной Европе препарат использовали широко и до определенного момента он не был запрещен. Нужно говорить честно, это не считалось допингом». Уф-ф, можно было прямо начать любить в этот момент Баджетта.

А Семен Елистратов, непосредственно сообщив присутствующим, что больше всего сейчас хочет в туалет по-маленькому, а затем – выспаться, кивнет еще и улыбнется в сторону чемпиона Олимпийских игр корейца Лим Хё Чжуна, в смешной шапочке с помпоном восседающего на пресс-конференции рядом. И расскажет, что они тренировались вместе на сборе здесь, в Корее, прямо перед Играми. «Я очень рад, что мне удалось попасть на пьедестал со столь достойными соперниками (вторым стал Шинки Кнегт, Нидерланды).

Победитель же с помпоном не испугается вопроса, хотел бы он выступить на Играх вместе с Виктором Аном? Не сомневайтесь, хотел бы. «Это именно он мне сказал, что я могу выступать хорошо. Давал советы, я многому учился. Увидел его в 2006 году в Турине, мечта участвовать в Олимпийских играх появилась именно тогда. Очень уважаю этого спортсмена и очень был огорчен, когда узнал, что его не пригласили в Корею. Участвовать с ним в одном забеге было бы очень волнительно».

Кстати, защитив Семена, тот же Баджетт расскажет о результатах допинг-тестов вообще всех спортсменов из России на Играх. Чистые. И при этом подчеркнет: продолжаем внимательно следить.

«Олимпийским атлетам из России уделялось и уделяется большое внимание. Те, кто приехал сюда, чисты, но история показывает, что нельзя терять бдительность. Это группа высокого риска».

Чудесная спортсменка из «группы риска», а мы скажем – команды особого назначения - Женя Медведева, утром обновившая свой же мировой рекорд в короткой программе, выступая в командном турнире фигуристов, на вопрос, гордится ли она, что МОК пригласил ее на Игры, ответила: «Горжусь родиной, семьей, близкими. Я не могу гордиться сама собой. Я делаю все, что от меня зависит в каждой конкретной ситуации».

…И мы должны ими гордиться. Каждым. Не имеем права подставлять – неосторожными действиями, вопросами, на которые они стараются отвечать честно. «Во благо своей команды я очень тщательно слежу за экипировкой и всем остальным», - не вдаваясь в подробности, скажет та же Медведева.

Во благо, вопреки всему, что хочется, в Корее надо помнить о главной цели. Первый герой нашей команды на Олимпийских играх в Корее Семен Елистратов сформулирует это так: «Можно ли сказать, что приехал сюда уже не зря? Да вы шутите что ли?! Конечно, нет. Как можно приехать на Олимпийские игры «зря»? Это моя жизнь, моя дорога, которую я выбрал в детстве. Эта бронзовая медаль - самая тяжело доставшаяся из всех полученных в карьере и самая дорогая!».

Читайте материал: Российская фигуристка Медведева выиграла короткую программу Олимпиады с мировым рекордом

Вперед, Россия: бронза Елистратова, рекорд Медведевой и сломаная лыжа Спицова

Вперед, Россия: бронза Елистратова, рекорд Медведевой и сломаная лыжа Спицова

Смотрите фотогалерею по теме

Сюжет:

Олимпиада 2018

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27614 от 12 февраля 2018

Заголовок в газете: Время третьих

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру