Борис Краснов: «Церемония открытия в Пхёнчхане оказалась в тени того действа, что было представлено на Олимпиаде в Пекине-2008. Понятно, что там были колоссальные возможности: и творческий ресурс, и финансы. В Пхёнчхане церемония открытия выглядела очень сдержанно. Все было достаточно традиционно — и фигуры мифических животных, и ростовые куклы. Все это давно известно. В плане эстетики и арта я ничего нового не увидел».
Евгений Вандалковский: «Церемония открытия Олимпиады состоялась на пятиугольной арене диаметром 72 метра. На Востоке все имеет смысл. Пять трибун, расположенные под определенным углом, символизируют экологию, культуру, обеспечение мира, экономичность и ставку на передовые информационные технологии.
Церемония открытия на всех последних зимних Олимпиадах проходила на закрытых стадионах. В Пхёнчхане организаторы отважились посадить 35 тысяч человек под открытым небом. Причем ожидали, что температура воздуха может опуститься до двадцати градусов мороза. Здесь организаторы явно сэкономили, этот стадион после Олимпиады будет разобран. А вот чаша олимпийского огня останется неприкосновенной. Недаром она вынесена за пределы стадиона.
Традиционно принимающая сторона ставит перед собой две задачи: показать национальные традиции, историю страны и зрелищно все это передать. Здесь художник-постановщик использовал древний миф. Пять детей попадают в пещеру, встречаются с мифическими животными и птицами. Этакая восточная сказка. Дети принимают участие почти на каждой церемонии открытия Олимпиады, что неудивительно. Это некая история, обращенная в будущее. К тому же дети всегда очень трогательно смотрятся.
Центральной идеей церемонии стала тема мира и объединения. Главные герои, дети, из древности попадают в современный, футуристический мир, который им, собственно, и строить. В финале они видят башню мира. Корея, таким образом, посылает всему миру сообщение, что современный мир надо беречь.
Если вы помните, на Олимпиаде в Сочи на церемонии открытия были показаны гигантские механические куклы на электрическом ходу, сделанные в Австралии. В Пхёнчхане мы увидели недорогие конструкции, которыми управляли люди. Символ Олимпиады — белый бенгальский тигренок по имени Сухоран — передвигался с помощью пяти артистов.
Очень интересная задумка была с национальным флагом. Его полагается поднимать на Олимпиаде, согласно хартии. Здесь режиссер решил в художественной форме передать символику, которая отражена на флаге Южной Кореи. Центральная эмблема флага отражает взгляды жителей страны на устройство Вселенной. Она представлена единением энергий инь и ян, которые взаимодействуют сообща. На стадионе участники красочного шоу в синей и красной форме выстроились, изобразив эмблему. Как известно, энергия инь представлена на флаге символом синего цвета, а ян — красного.
Триграммы на флаге тоже имеют глубокий смысл. Если читать от верхней части древка и двигаться по часовой стрелке, они символизируют Небо, Луну, Землю и Солнце. Еще одно их значение — юг, запад, север и восток. Все это очень образно было воплощено на арене.
Хочется отметить две интересные технические задумки. Весь олимпийский стадион был превращен в светодиодный экран. По всему периметру стадиона можно писать и давать картинки. Это было сделано впервые. Также мне очень понравилось звездное небо, которое появилось над открытым стадионом. Эта проекция в пространстве, и не всем она удается, тем более в таком масштабе.
Хочу сказать, что все было в меру скромно, но с глубоким смыслом».