— От всей души вас поздравляем. А 50 в хорошем баскетболе — это счет первой половины матча! Какие подарки тронули душу?
— Спасибо «МК» за поздравления, отметил я круглую дату в кругу друзей, с детьми и родителями. Которые, наверное, преподнесли мне ценный подарок: в добром здравии со мной в мои полвека. От супруги восхитительный подарок был — торт в виде книги «Виталий Евгеньевич Носов. 50 ярких историй. Продолжение следует...». Дети вручили мне альбом с моими фотографиями со времен игровой карьеры — а ведь сами они тогда были еще маленькие! Трогательно. Как и майка от воспитанников в школе (я веду две группы), расписанная пожеланиями. Как же они ждали меня на крыльце! Как хором поздравили! Мурашки по коже. Я по роду деятельности еще посещаю с прекрасным американским игроком Энтони Гиллом детские дома и никогда не думал, что буду ходить на работу как на праздник.
— А на игры было не так?
— Игры — это все-таки нечто другое. Я про нынешнюю деятельность в баскетболе. Я жду этих встреч, это маленькие люди с огромными сердцами. Баскетбол можно сделать не просто игрой, а консистенцией жизни: если через тренировки ты передаешь, что внутри есть передача, бросок, старание, помощь, ярость, грусть. И стараюсь дать им правильные ориентиры. Я за полвека понял, что хорошо, что плохо. И они отвечают мне внимательными взглядами и добротой.
— 5 февраля нас ждет классика российского баскетбола, ЦСКА—«Химки». Тоже ждете подарка?
— Я за карьеру поиграл и там, и там. Но хотелось бы победы моего нынешнего клуба. ЦСКА — фаворит любого внутрироссийского матча, но я симпатизирую Шведу, мне нравится атмосфера внутри коллектива. Верю, что будет красивая игра по всем законам баскетбольной классики!
— Оба наших представителя в Евролиге обыграли в очередном туре испанские клубы. Но если армейцы с «Реалом» все держали под контролем, то «Химки» совершили чудо, забив с сиреной решающие два очка.
— Несмотря на маленький процент попаданий, команда выстояла. Да, мучились с нападением, но не сдались. Если не ошибаюсь, это был первый раз, когда наши вышли вперед. До этого лучший счет был 9:9. Добавляем в список подарков мне на юбилей! К тому же бросок совершил Гилл, я его просто обожаю. Американский легионер с большой душой. Он игрок, а я посол проекта One Team, и я рад, что мы представляем клуб вместе.
— Схемы тренера Барцокаса стали работать: в его концепции защита — это основа основ.
— Здесь важно, что, коль скоро Тодорович не является чистым центровым, нужно ждать выздоровления Робинсона. Несмотря на старания ребят — Томаса, Ханикатта, они могут 10–15 минут отыграть в этом амплуа, но не все 40. Так, конечно, игра с прошлого года у подмосковных ребят улучшилась. И Шведу стали давать больше воздуха, а то он слишком много делал в одиночку осенью. Главное, что команда в зоне продолжения борьбы в Евролиге!
— Как бы вы объяснили, что наибольшую популярность обрел фильм не о хоккее, не о космосе, а о баскетболе?
— Ну, для меня это лучший вид спорта на земле. Но не все такие, как я (смеется). Но 2 января (вдумайтесь!) я пошел с женой в кино и решил, как обычно, взять последний ряд, чтобы своими 212 сантиметрами не мешать другим смотреть, мне это не удалось. Только на четвертый. В жизни у этой команды все было не совсем так, но оба раза, когда ходил, я не сдерживал слез: я знал пятерых из состава, все они когда-то были моими тренерами. Мне мой первый наставник еще в 1980 году подарил книжку Сергея Александровича Белова. Я оттуда все фотографии вырезал и наклеил над столом, чтобы смотреть на них, когда делаю домашние задания. Именно благодаря книге я стал баскетболистом, хотя занимался тогда легкой атлетикой. И потом — Белов мой тренер в ЦСКА! Невероятно, человек, ставший олимпийским чемпионом и зажигавший огонь Игр! Александр Болошев тоже нас покинул. Светлая им память. У меня остались Иван Едешко, Алжан Жармухамедов и Модестас Паулаускас, все они меня успели потренировать!
А Иван Иванович вообще недавно сказал: «Виталик, меня Господь два раза в макушку поцеловал. Первый раз, когда тот пас в Мюнхене отдал, второй — когда кино это вышло. Сейчас мне по улице спокойно пройти не дают...» Разве не за это мы любим игру под названием «баскетбол»?!