Зачем владелец "Спартака" Федун заговорил о сокращении клубов в РФПЛ

Почему Юрий Семин голосует «за», а Виталий Мутко воздержался

С подачи владельца «Спартака» Леонида Федуна в отечественном футболе вновь вышла на первый план тема формата чемпионата страны. Босс красно-белых раскритиковал существующую формулу, заявив, что необходимо снизить количество команд элитного дивизиона. Идея, мягко говоря, не нова, но наряду с лимитом на легионеров и спорах о преимуществах формата «осень — весна» над «весна — осень» и наоборот имеет все основания претендовать на статус вечной. И неудивительно, что сторонники и противники предполагаемых изменений моментально разбились на два противоборствующих лагеря.

Почему Юрий Семин голосует «за», а Виталий Мутко воздержался

Главный по футболу Виталий Мутко высказался на сей счет весьма дипломатично, прекрасно понимая, что, занимая позицию любой из сторон, окажется в проигрыше. Виталий Леонтьевич сказал, что вопрос о численности клубов в Российской футбольной премьер-лиге дискуссионный, а он лично не исключает вариант, что количество команд в высшем дивизионе надо даже увеличить. Проще говоря, сами решайте.

Главный тренер лидирующего в чемпионате «Локомотива» Юрий Семин открыто поддержал инициативу Федуна, отметив, что, поднимая такие темы, Леонид Арнольдович демонстрирует, что живет футболом и всерьез интересуется его проблемами.

Но с Семиным можно согласиться лишь отчасти. Владелец «Спартака» говорил о футболе не как о виде спорта, а как о бизнесе. В данном контексте Федуна больше беспокоит прибыль от домашних матчей, а вовсе не воспитание молодых футболистов или интересы сборных всех уровней. И даже не зрелищность матчей, а их яркая вывеска, которая и притягивает дополнительных зрителей на стадион. У каждого клуба есть своя преданная армия поклонников, всегда посещающих домашние игры. Если говорить о «Спартаке», то это примерно 25–30 тысяч болельщиков, которые придут и на «Амкар», и на «СКА-Хабаровск». Аншлаги же на «Открытие Арене» обеспечивают кричащие афиши, к которым можно отнести все московские дерби да визит в Тушино «Зенита». Именно такие притягательные вывески и привлекают те дополнительные 15–20 тысяч посетителей, что обеспечивают полную заполняемость трибун на еврокубках или в центральных матчах внутреннего первенства.

Вовсе не секрет, что матчи РФПЛ официально имеют свой статус и абсолютно четкую классификацию в зависимости от имен соперников. И речь вовсе не о безопасности, а о цене на билеты и спросе на них. Количественное урезание лиги, по идее Федуна, должно сократить количество матчей низших категорий, а высших — увеличить. Логика бизнесмена Леонида Федуна в данном случае безупречна и неоспорима. Разумеется, он больше заинтересован в том, чтобы «Спартак» играл по 3–4 раза в сезоне с ЦСКА и «Зенитом», а не с «Анжи» или тульским «Арсеналом».

■ ■ ■

Речь не о тех футбольных функционерах (которых, к сожалению, совсем не мало) для которых главной задачей на сезон является вовсе не успешное выступление команды, а освоение выделенного в том или ином виде из государственной казны бюджета. Особенно при условии, что пополнение этого бюджета и его размер на следующий год прямого отношения к спортивным результатам, по сути, не имеют. Смоделируем ситуацию. Имеем не обремененный амбициями клуб из города Н, который, не случись чего-то экстраординарного, не должен по итогам сезона вылететь в низший дивизион. Да и задача на сезон сформулирована соответствующим образом. Этот клуб стабильно ежегодно получает от губернатора или местного управляющего органа икс миллионов рублей, из которых определенный процент в итоге оседает в карманах нечистых на руку управленцев. Схема, согласитесь, до боли знакома и банальна и по большому счету к футболу как таковому отношение имеет лишь опосредованное. Куда важнее, какое развитие может быть у подобной схемы в футболе.

Бюджет у клуба скромен и стабилен, как и уплывающая к менеджеру часть. Но человеческая натура такова, что постоянно требует развития и роста, и вот управленец размышляет о том, как увеличить свой процент. Просто начать откладывать себе в карман больше — слишком прямолинейно и опасно, ведь это может нарушить благополучно работающую прибыльную схему и раскрыть ее. Выходит, что надо увеличить сам бюджет. Но как? Казалось бы, что ответ очевиден: для этого необходимо повысить спортивные показатели. Но в реальности все происходит с точностью до наоборот.

Если команда выступит слишком успешно (например, займет место в одном-двух шагах от еврокубковой зоны), то на твоих игроков непременно обратят внимание большие клубы, на адекватную замену которых дополнительно денег тебе никто не выделит. А это в свою очередь может привести и к вылету из «вышки» на следующий сезон, что грозит отставкой и потерей хлебного рабочего места. А если и не отставкой, то бюджет в лиге рангом ниже будет заметно скромнее, а вместе с ним пропорционально уменьшится и вожделенный процент. Выходит, что надо создать видимость крайней необходимости для увеличения объемов финансовых вливаний со стороны его пополнителя. Идеальный вариант — финишировать в непосредственной близости от зоны вылета, а то и вовсе героически спасти прописку в премьер-лиге в стыковых матчах. Вот тогда можно будет с гордостью рапортовать, что одержана стратегическая победа, что команда, являющаяся на футбольной карте России лицом целого региона, была в шаге от краха. А чтобы такое не повторилось, надо немного укрепить состав, провести сборы в более комфортных условиях, а если короче — немного увеличить бюджет. Выгорит — вот прибавка к проценту. Не поведется спонсор — обидно, но изначально риск-то был нулевым.

Ни в коей мере не утверждаю, что именно так поставлено дело во всех региональных клубах, существующих за счет государственных средств. Это всего лишь одна из возможных моделей. Но ведь назвать ее фантастической или плодом больного воображения тоже сложно, ведь нечто подобное каждый из нас наблюдает изо дня в день практически во всех отраслях. Вот Федун и не хочет играть (делать бизнес) с такими руководителями и такими клубами. Не потому, что брезгует, а просто невыгодно. Присутствие в премьер-лиге ни на что не претендующих сереньких командочек бьет по его финансовым интересам. Вместо того чтобы набивать цену бренда собственного клуба, что увеличит интерес к команде и привлечет дополнительных болельщиков на трибуны не только на домашнем стадионе, но и когда эта команда пожалует в гости к федуновскому «Спартаку», они набивают свой карман. Вот в чем конфликт интересов, смириться с которым Леонид Арнольдович, как умеющий считать деньги человек, никак не может.

Матч «Спартак» — ЦСКА — это гарантированный аншлаг.

■ ■ ■

Но далеко не для всех футбол в первую очередь является бизнесом. И именно их мнение, а не вороватых менеджеров, о которых говорилось выше, и важно услышать в общем шуме, поднятом несогласными с Федуном. А говорят они о социальной роли футбола, о необходимости учитывать интересы сборной, которые, несомненно, пострадают при сокращении количества клубов в РФПЛ, ведь при и так небогатом выборе игроков выборка станет еще скуднее. Противники сокращения настаивают и на том, что такая большая страна, как Россия, не может иметь всего 10, 12 или даже 14 команд в высшем дивизионе. А еще говорят о развитии массового футбола, которое вряд ли возможно, если в премьер-лиге будут играть пять московских клубов и лишь несколько периферийных счастливчиков. Сложно не согласиться с Мутко — вопрос действительно дискуссионный, и рубить сплеча точно не стоит.

■ ■ ■

Есть и еще один вариант: Леонид Арнольдович что-то знает, но не может публично раскрыть. О том, что после проведения домашнего чемпионата мира летом 2018 года в отечественном футболе ожидаются серьезные изменения, судачат давно. Кто-то говорит, что наконец-то запретят госфинансирование. Или ослабят лимит. Или, наоборот, ужесточат. Представляете, как быстро достигнет дна большинство клубов РФПЛ, после того как им будет отказано в финансировании из региональных бюджетов. Когда губернаторы даже при наличии желания и непомерной любви к футболу не смогут выделять на него бюджетные средства. И без этого Курбан Бердыев жалуется на финансовые проблемы в «Рубине», а Гаджи Гаджиев бьет в набат, заявляя, что его «Амкар» находится на грани краха и может остаться не только без зимних сборов, но и без будущего.

«Спартак», «Зенит», «Краснодар» и еще пара клубов премьер-лиги запрет на госфинансирование переживут абсолютно спокойно, ибо никак от него не зависят. Еще несколько клубов, чьи имена являются узнаваемыми брендами, возможно, найдут себе спонсоров, при участии которых сумеют если не остаться на прежнем уровне, то хотя бы выжить. А остальных ждут банкротство и неминуемая кончина, зарабатывать-то на футболе сами как не умели, так и не научились. Не к этому ли готовится Федун и готовит всех нас?

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27573 от 16 декабря 2017

Заголовок в газете: В чем прав Федун

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру