После церемонии награждения 42‑летний О’Салливан, отметивший день рождения по ходу турнира в Йорке, признался, что пусть на его голове с каждым годом становится все больше седых волос, он продолжает получать удовольствие от игры. И, стоит добавить, продолжает дарить своей игрой удовольствие болельщикам, которые устроили после победного финала в Йорке Ракете заслуженную овацию. Благодаря этой победе, ставшей для Ронни 31‑й на рейтинговых турнирах, англичанин поднялся уже на вторую строчку в мировом рейтинге, уступая лишь действующему чемпиону мира Марку Селби.
Поделиться впечатлениями от финала и турнира в целом мы попросили постоянного эксперта «МК» — комментатора и рефери по снукеру Владимира СИНИЦЫНА.
— Владимир Борисович, как оцените турнир в целом?
— Отличный турнир, на котором было все что положено: приличный отсев топовых игроков, хорошая серийность, новые имена.
— Что за новые имена?
— В первую очередь я говорю о молодом игроке из Таиланда Акани Сонгсермсаваде, ставшего самым сложным соперником для Ронни в Йорке. Ему совсем малость не хватило для того, чтобы при счете 5:4 в свою пользу не выбить О’Салливана, но в итоге англичанин выиграл 6:5. Таец понравился зрителям и, думаю, еще не раз нас приятно удивит своей игрой.
— Финал стал лучшим матчем в Йорке?
— Пара финалистов не вызывала сомнений еще со стадии четвертьфиналов. Турнирная сетка так разбросала соперников, что дорога к решающему матчу и для Ронни, и для Шона вышла не самой напряженной.
— Что случилось с Мёрфи в финале после 5:5?
— Встречались два серийных игрока, а в матчах таких соперников нередко можно наблюдать, как один из снукеристов накатывает на другого, обеспечивая тем самым отрыв от конкурента. До счета 5:5 игра шла довольно ровно, но затем Ронни организовал такую волну, выиграв пять фреймов подряд. Шон, спору нет, тоже начудил. В какой-то момент, например, пошел на максимум и, выбрав для этого более рискованное продолжение атаки, потерял фрейм.
— Ошибками соперника тоже надо уметь воспользоваться.
— Несомненно. Вообще могу сказать, что О’Салливан в свои 42 года проводит лучший сезон в карьере. Больше двух рейтинговых турниров в сезоне он выигрывал лишь однажды — три титула в сезоне‑2004/2005. А сейчас у него уже три, а половина сезона еще впереди.
— Тот факт, что свои самые сложные матчи и Ронни, и Шон провели на ранних стадиях турнира, о чем-то говорит? Ведь единственным матчем, в котором О’Салливан был на волоске от проигрыша, стала игра 1/8 финала с Акани Сонгсермсавадом, а Мёрфи не без доли везения одолел в 1/32 финала не самого грозного соперника Лайема Хайфилда.
— Это всего лишь стечение обстоятельств. Да, действительно на подступах к решающему матчу финалистам не встретился ни один представитель топ‑16, но это довольно частое явление, которое никак не характеризует уровень турнира и конкуренции.
— Перед финалом вы допускали возможность победы Мёрфи? Что вас больше удивило: то, что до 5:5 шла равная игра, или последующий спурт Ронни?
— Давайте обратимся к цифрам. У Ронни до финала было семь сотенных серий, а у Шона пять, но если на счету О’Салливана значилось 16 брейков за 50, то у Мёрфи — 24. Получается, что последний демонстрировал более серийную игру. Так что упорная борьба сюрпризом не стала, а победить должен был тот, кто сможет накрыть своей атакующей волной соперника. Им в итоге стал Ронни. О’Салливан назывался фаворитом турнира до его начала, но не ярко выраженным. К тому же в ноябре в финале «Чемпиона чемпионов» Шон обыграл Ронни 10:8, так что списывать Мёрфи со счетов точно не стоило. Да, можно было надеяться на более упорную игру, но О’Салливан сыграл блестяще, Ракета вышла на орбиту.
— Что стало решающим фактором в финале?
— Главной проблемой Мёрфи стало отсутствие тактической вариативности. Перед финалом у Шона были приличные показатели и результативности, и дальних ударов, но в финале дальние не пошли. Такое бывает, и с Ронни в том числе. Но Мёрфи продолжал верить, что удары с дальней дистанции пойдут, и продолжал атаковать из таких позиций. При счете 5:5 у соперников были схожие показатели, но после этого у Ронни они резко подскочили, а у Шона, наоборот, пошли вниз. Последнему было необходимо что-то менять в своей игре, но этого не произошло. А О’Салливан после победы сказал, что ему в необходимый момент удалось «добавить в свою игру Селби» (термин, введенный самим Ронни, означающий предельную рациональность в игре, которой так славится действующий чемпион мира. — А.П.). Он не стеснялся сыграть в каких-то моментах осторожно, отыграться вместо сомнительной атаки. Это победитель и назвал главным залогом своего успеха в Йорке.
— Во время трансляции было сказано о тройной снукерной короне. Не могли бы пояснить, о чем шла речь?
— Обладателем тройной короны называют игроков, которые когда-либо (необязательно в ходе одного сезона. — А.П.) побеждали в финалах трех турниров: чемпионате мира, «Мастерс» и чемпионате Великобритании. У Ронни давно собраны эти трофеи. Он семь раз выигрывал «Мастерс», пять раз становился чемпионом мира, а теперь в шестой раз выиграл UK Championship. Но в Йорке был человек, который собрал все три финала впервые, — валлийский рефери Пол Коллиер. До этого он уже работал на финалах мирового первенства и «Мастерс», а на решающий матч чемпионата Британии был назначен впервые. Это не уникальное, но очень почетное достижение. Всего два судьи в мире снукера — Пол Коллиер и голландец Ян Верхас — находятся на постоянном окладе. Остальных лишь приглашают на отдельные турниры.
Чемпионат Великобритании по снукеру. Финал
Ронни О’Салливан — Шон Мёрфи — 10:5