Футбол, Игорь Корнеев о сборной России: Акинфеев - безусловно первый номер

В центре поля: диалоги о футболе с Михаилом Пукшанским

Очередную порцию диалогов о футболе посвящаем году нашей национальной сборной, которая на прошлой неделе завершила его феерической ничьей против Испании.

В центре поля: диалоги о футболе с Михаилом Пукшанским
Игорь Корнеев

О первом в нашей истории сезоне без отборочной кампании сегодня поговорим с Игорем Корнеевым, который в качестве игрока участвовал в чемпионате мира-1994, а в качестве тренера помогал Гусу Хиддинку на памятном Евро-2008.

— Матч с Испанией по совокупности деталей можно считать лучшим за год. Почему не можем играть в такой дерзкий футбол почаще на своих-то полях?

— Каждый матч имеет свои особенности. Испания дала возможность играть нам с элементами прессинга, без боязни, чем ребята и воспользовались. Не хочу как-то принизить титулованного соперника, но и по этой причине тоже, очевидно, наш план сработал. Многое удавалось, на команду действительно было приятно смотреть.

— Первый состав этого года против Кот-д’Ивуара не имеет почти ничего общего с сегодняшним. Тогда из нынешнего в старте играли лишь Фёдор Кудряшов и Юрий Жирков. Насколько сложно определить костяк, на который планируется делать ставку?

— Всегда непросто отобрать 11 или 13–14 человек, на кого можно безоговорочно положиться. Черчесов имел время для качественного отбора, поэтому скоро мы всё увидим.

— Начнем от печки, то есть с обороны. Кудряшов провел все 11 матчей этого года в стартовом составе, 10 раз в основе выходил Васин, 7 — Джикия. Судя по всему, тройка стопперов определена, да и система с тремя (а чаще по сути пятью) защитниками сомнению не подвергается.

— Для меня это очевидно. Тем не менее проблемы в центральной зоне защиты существуют. А вот на флангах обороны, напротив, мне видится, что Жирков и Смольников — идеальный вариант. Эти люди не только обороняются, но и подключаются в атаку с большим объемом работы.

— Специально посмотрел, как нам забивали в уходящем году. Если не брать двух вымышленных испанских пенальти, то из 14 оставшихся голов 7 пропущены после грубейших позиционных ошибок в собственной штрафной, пять из них — по вине Васина. Это недостаток концентрации и можно ли как-то работать над такими чудовищными просчетами?

— Очень тяжело над этим как-то сработать за три-четыре дня сборов. Но если Черчесов уже решил для себя, что Васин станет основным игроком, то наверняка уделит ему повышенное внимание. Хотя дело здесь не только и не столько в Васине, сколько в командных взаимодействиях. Каждый обязан страховать другого, чтобы блок обороны действовал синхронно и отлаженно.

— Но вы с Хиддинком успели ведь наладить командные взаимодействия уже перед самым Евро-2008?

— Да, мы тогда очень много работали именно над тактикой, поэтому команда и стала похожа на пружину или, если хотите, часовой механизм.

— Еще один феномен: из этих 14 мячей 9 в ворота России забиты головой! Или проигрывали борьбу, или теряли игроков. Ощущение, что мы "на втором этаже" с союзных времен обречены…

— Не думаю, что это связано с небольшим ростом Кудряшова или Джикия, тем более что последний выпрыгивает достаточно хорошо. Дело в позиционных ошибках, когда игрок смотрит на мяч и теряет своего визави.

— Джикия и Кудряшов тоже частенько теряют позицию — иногда после этого мы пропускаем, порой нас прощают. В этой связи нет-нет да возникает тема возвращения в сборную Игнашевича и Березуцких. Оно возможно, ведь это не тот случай, когда есть риск испортить микроклимат в коллективе?

— Джикия я бы винил в меньшей степени. Что касается возвращения этих ребят, то можно пытаться говорить с ними. И наверняка такой разговор был, и тренеры прекрасно понимают уже сегодня, смогут рассчитывать на армейских защитников или нет. Это вопрос личных договоренностей.

— Теперь о более приятном: как мы забивали свои 18. Из них 7 стали результатом быстрых атак, 5 — стандартных положений, 3 — передач с флангов. При этом трижды к голам приводил эффективный отбор на чужой половине, а из-за пределов штрафной был нанесен лишь один результативный удар. Быть может, российской сборной вообще противопоказано держать мяч?

— Еще раз говорю: свой план существует на каждый матч. В каких-то встречах есть смысл сыграть вторым номером. Но отдавать мяч постоянно… Этого просто не поймут болельщики. Однако если получаются молниеносные контратаки, какие удавались нам в 2008-м, они вполне могут стать основным оружием. А полностью отказываться от владения мячом нельзя хотя бы потому, что просто устанешь его отбирать.

— Сдвоенный центр в виде Кокорина и Смолова показался не так плох при всех его тактических изъянах. Мы можем позволить себе так играть с кем-то еще, кроме Кореи и Ирана?

— Смолов — более четко выраженный нападающий, хотя ему тоже нравится уходить к одной из бровок. Если дать обоим какую-то свободу для маневра, позволять смещаться в разные зоны и бежать за спины защитникам, будет самое оно. Уверен, именно в таком варианте эта связка может хорошо сработать.

— Основная, на мой взгляд, проблема сборной России в том, что она не может с первых минут взять мяч под контроль, оказать давление на противника. На самом деле, скажите, почему игра у нас каждый раз завязывается лишь после перерыва?

— Кто-то из соперников начинает с прессинга, иной пытается контролировать мяч. Поэтому зачастую не удается сразу навязать борьбу. И в перерыве вносятся необходимые корректировки. Над этим тоже надо работать.

— Отсутствие командной скорости и прессинга — традиционно слабая сторона нашей сборной всех времен. За исключением, пожалуй, Евро-2008 при Хиддинке. Судя по фрагментам матча с Испанией, Россия встала на путь исправления.

— Я бы не назвал это путем исправления, поскольку современный футбол требует такой, и только такой, игры. В субботней встрече «Атлетико» и «Реала» вообще не было свободных зон, зато мы видели постоянный неослабевающий прессинг, потому и получилась такая жёсткая нулевая ничья. В этих условиях даже самым большим мастерам очень трудно развернуться, но таковы сегодняшние реалии.

— Фернандес, Рауш, Кузяев, Антон Миранчук появились в сборной позже других, провели значительно меньшее число матчей. Насколько будут учитываться опыт и время нахождения в коллективе?

— Ни в коей мере. Стас (Черчесов - "МК") будет отталкиваться лишь от состояния игроков перед конкретными играми. Не думаю, что кто-то имеет гарантированное место в основе. Быть может, один-два человека, не более.

— Акинфеев из их числа? Или у Лунева есть шансы?

— Думаю, их нет, поскольку Акинфеев — безусловно первый номер. Хотя Лунев показывает высочайший уровень игры, и я за него очень испугался в момент столкновения с испанцем. Не говорю о том, что в таких эпизодах нужно выставлять колено или идти ногами вперед, но необходимо себя беречь.

— Если исходить в первую очередь из состояния игроков, возможно ли появление на поле сразу двух футболистов, номинально занимающих одну позицию, скажем, Рауша и Жиркова?

— На левом фланге многовато будет. Жирков как левый защитник сегодня явно предпочтительней.

— Похоже, что Денисов, Мамаев, Шатов, Дзюба имеют совсем призрачные перспективы в этой сборной. Они должны сотворить что-то невероятное, чтобы получить новый шанс?

— Продолжать работать. Многие устали от постоянных разговоров о Денисове, могу лишь поделиться своими ощущениями от работы с ним. Это фантастический игрок, настоящий профи. И в «Зените», и когда я приводил его в «Локо», он с первой секунды соответствовал топовым критериям. Если каким-то образом Стас решит, что его игра соответствует уровню сборной, это может быть еще одна боевая единица, которая ведет войну все 90 минут.

— Черчесов как-то заметил, что в сборной футболистов нужно собирать психологически. Что это вообще такое?

— Это вполне логично, ведь у каждого своя ситуация в клубе. Поэтому первые день-полтора приходится ставить игроков на одни рельсы. Но смысл этих разговоров всегда один: никого не интересует, что у тебя там — здесь начинай с чистого листа.

— Впервые оказаться на чемпионате мира без отборочного турнира (вот именно для новой сборной) — в нашей ситуации хорошо или плохо?

— Конечно, хорошо. Во-первых, мы участвуем. Во-вторых, есть возможность проверить себя с сильными соперниками, на что сейчас, очевидно, делается упор. И те, кто не имеет такого опыта, его с лихвой получают. Это лучше, чем утверждать: дескать, «я в порядке», — а потом понимать, что это не так.

— Впереди, судя по всему, лишь несколько товарищеских матчей. Пора, наверное, уже определить обойму из 15 футболистов и наигрывать только их. Стабильность состава, очевидно, один из наших главных козырей. Если заглянуть на четыре месяца вперед, кого видите в составе 23 марта на матче с Бразилией? Ну и далее…

— Даже не хочу представлять. Ясно только, что необходимо прийти к обойме из 13–14 игроков. Если она будет больше, то это уже проверка на уровень счастья.

ВСЕ МАТЧИ ФУТБОЛЬНОЙ СБОРНОЙ РОССИИ В 2017 ГОДУ

Товарищеские

24.03. Россия — Кот-д’ Ивуар — 0:2

28.03. Россия — Бельгия — 3:3

05.06. Венгрия — Россия — 0:3

09.06. Россия — Чили — 1:1

07.10. Россия — Южная Корея — 4:2

10.10. Россия — Иран — 1:1

11.11. Россия — Аргентина — 0:1

14.11. Россия — Испания — 3:3

Кубок конфедераций

17.06. Россия — Новая Зеландия — 2:0

21.06. Россия — Португалия — 0:1

24.06. Россия — Мексика — 1:2

Итого: 3 победы, 4 ничьи, 4 поражения. Разница мячей — 18:16

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27550 от 20 ноября 2017

Заголовок в газете: Игорь Корнеев: «Связка Кокорин — Смолов может сработать»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру